РЕШЕНИЕ Хабаровское УФАС России по делу
В соответствии с частью 1 статьи 516 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчетыосуществляются платежными поручениями.
Таким образом, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ПОСТАВЛЯЕМОГО ТОВАРА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЗАКАЗЧИКОМ В ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА.
Пунктом 3.7 проекта договора предусмотрена отсрочка оплаты товара сроком до 120 дней со дня подписания «Сводной товарной накладной».
В силу статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, заказчик считает, что определенный в пункте 3.7 проекта договора срок оплаты за поставленный товар установлен в соответствии с требованиями гражданского законодательства (указание на событие – подписание сводной товарной накладной).
Из жалобы ООО «ИнсталлГрупп» следует, что обществом в своей заявке от 17.06.2021 № 17/06-1 указано условие оплаты - в течение 30 рабочих дней с момента поставки, однако в протоколах условия о сроке оплаты у всех участников закупки является единым - в течение 15 рабочих дней с момента поставки.
В связи с этим обстоятельством Заявитель полагает, что установление в закупочной документации рейтинга предложения по критерию «Условия оплаты» не соответствует п.28 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение № 1352).
Вместе с тем, Заявителем не учтено, что в п. 3.16.6 Закупочной документации указано, что в случае, если участник является субъектом малого или среднего предпринимательства и предложил условия оплаты более 15 рабочих дней, такое предложение может быть принято Закупочной комиссией, но в рамках ранжира предложений участников, данное предложение будет рассматриваться как предложение с отсрочкой платежа – 15 рабочих дней.
РЕШЕНИЕ Санкт Петербургское УФАС России по делу № от 21.07.2022
СОГЛАСНО П. 4.1.9. ТОМА II ДОКУМЕНТАЦИИ УСТАНОВЛЕНО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ О НАЛИЧИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКЕ В ЕДИНОМ РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ДАЛЕЕ – РЕЕСТР СМП).
действующей редакции Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 упразднена норма, допускавшая для потенциальных участников Закупки, отвечающих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, но не включенных в указанный реестр, предоставление декларации для участия в закупке, проводимой для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Cогласно пп. 1 п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке:
1) указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
Постановление о назначении административного наказания
Алтайское республиканское УФАС России № от 13.12.2022
Пунктом 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352 (далее – Положение № 1352), установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки.
Согласно ч. 9 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
МУП «Тепло Ресурс», в лице директора «…», с «…» 16.05.2022г. заключен договор №77/2022Р на поставку каменного угля Кузнецкого угольного бассейна марки Д. Согласно п. 3.1. договора цена за 1 тонну угля составляет 1000,00 руб.
Согласно п. 3.2 договора, оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в соответствии с выставленным счетом на основании подписанного акта приема передачи в течении 30 календарных дней.
Прокуратурой Усть-Коксинского района в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2022г. указано, что по состоянию на 21.11.2022г. МУП «Тепло Ресурс» свои обязательства по оплате в установленный договором срок не исполнило.
09.12.2022г. от «…» в УФАС по РА поступили письменные пояснения (вх. №5369), согласно которым, между МУП «Тепло Ресурс» и ИП «…» заключен договор №77/2022Р от 16.05.2022г. на поставку каменного угля на общую сумму 56 200,00 руб. Закупка угля осуществлена на основании Положения о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс», утвержденного приказом №7 от 24.03.2022г.
Информация и документы, подтверждающие, что закупка по договору №77/2022Р на поставку угля от 16.05.2022г. осуществлялась в рамках Положения № 1352, не представлены.
Прокуратурой Усть-Коксинского района в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2022г. сделан вывод о нарушении МУП «Тепло Ресурс», требований п. 14(3) Положения № 1352 в связи с тем, что предприятием нарушен срок оплаты за уголь по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого предпринимательства.
Иных выводов и доказательств, указывающих на наличие в действиях должностного лица заказчика, директора МУП «Тепло Ресурс», «…» нарушений Закона о закупках, Положения № 1352, постановление прокуратуры Усть-Коксинского района о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2022г. не содержит.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО УФАС ПО РА СЧИТАЕТ ВЫВОДЫ ПРОКУРАТУРЫ УСТЬКОКСИНСКОГО РАЙОНА О НАРУШЕНИИ МУП «ТЕПЛО РЕСУРС» П. 14(3) ПОЛОЖЕНИЯ№ 1352 НЕОБОСНОВАННЫМИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВАНИЯМ:
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
МУП «Тепло Ресурс» приказом №37 от 30.12.2021 года утвердило план закупок товаров, работ и услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс» на 2022г. и разместило 27.01.2022г. вышеуказанный план в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 2220577986). В соответствии с планом закупок МУП «Тепло Ресурс» запланирована одна закупка с начальной (максимальной) ценой договора 38666666,67 руб. на поставку каменного угля марки ДР.
Согласно плану закупок годовой объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, составляет 0,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 данного закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 3.2 И 3.3 ДАННОГО ЗАКОНА И С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННОЙ СТАТЬЕЙ.
Частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего
предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Статьей 27 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс» предусмотрено, что осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства определяются с учетом положений, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках, Положения № 1352.
Согласно ст. 17 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс» заказчик осуществляет конкурентные и неконкурентные закупки. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами: конкурс в электронной форме, закрытый конкурс; аукцион в электронной форме, закрытый аукцион; запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок; запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). НЕКОНКУРЕНТНАЯ ЗАКУПКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ КОНКУРЕНТНОЙ ЗАКУПКИ, А ТАКЖЕ ПУТЕМ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА).
В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ УСТЬ-КОКСИНСКОГО РАЙОНА О ВОЗБУЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ОТ 22.11.2022Г. ОТСУТСТВУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ДАННАЯ ЗАКУПКА ОСУЩЕСТВЛЕНА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Следовательно, не представляется возможным сделать вывод о том, что неисполнение МУП «Тепло Ресурс» обязательств по договору на поставку угля №77/2022Р от 16.05.2022г. является нарушением требований п. 14(3) Положения № 1352.
В соответствии с частью 1 статьи 516 Гражданского кодекса (далее – ГК РФ) покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки. Если соглашением сторон порядок и форма расчетов не определены, то расчетыосуществляются платежными поручениями.
Таким образом, ПОРЯДОК ОПЛАТЫ ПОСТАВЛЯЕМОГО ТОВАРА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ЗАКАЗЧИКОМ В ПРОЕКТЕ ДОГОВОРА.
Пунктом 3.7 проекта договора предусмотрена отсрочка оплаты товара сроком до 120 дней со дня подписания «Сводной товарной накладной».
В силу статьи 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Таким образом, заказчик считает, что определенный в пункте 3.7 проекта договора срок оплаты за поставленный товар установлен в соответствии с требованиями гражданского законодательства (указание на событие – подписание сводной товарной накладной).
Из жалобы ООО «ИнсталлГрупп» следует, что обществом в своей заявке от 17.06.2021 № 17/06-1 указано условие оплаты - в течение 30 рабочих дней с момента поставки, однако в протоколах условия о сроке оплаты у всех участников закупки является единым - в течение 15 рабочих дней с момента поставки.
В связи с этим обстоятельством Заявитель полагает, что установление в закупочной документации рейтинга предложения по критерию «Условия оплаты» не соответствует п.28 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 (далее – Положение № 1352).
Вместе с тем, Заявителем не учтено, что в п. 3.16.6 Закупочной документации указано, что в случае, если участник является субъектом малого или среднего предпринимательства и предложил условия оплаты более 15 рабочих дней, такое предложение может быть принято Закупочной комиссией, но в рамках ранжира предложений участников, данное предложение будет рассматриваться как предложение с отсрочкой платежа – 15 рабочих дней.
РЕШЕНИЕ Санкт Петербургское УФАС России по делу № от 21.07.2022
СОГЛАСНО П. 4.1.9. ТОМА II ДОКУМЕНТАЦИИ УСТАНОВЛЕНО ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ О НАЛИЧИИ ИНФОРМАЦИИ ОБ УЧАСТНИКЕ В ЕДИНОМ РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ДАЛЕЕ – РЕЕСТР СМП).
действующей редакции Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 упразднена норма, допускавшая для потенциальных участников Закупки, отвечающих критериям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, но не включенных в указанный реестр, предоставление декларации для участия в закупке, проводимой для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Cогласно пп. 1 п. 5 ст. 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке:
1) указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства 10-го числа каждого месяца на основании указанных в частях 4 и 4.1 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;
Постановление о назначении административного наказания
Алтайское республиканское УФАС России № от 13.12.2022
Пунктом 4 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного
постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. № 1352 (далее – Положение № 1352), установлено, что закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются путем проведения предусмотренных положением о закупке, утвержденным заказчиком в соответствии с Законом о закупках, торгов, иных способов закупки.
Согласно ч. 9 ст. 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение заказчиком установленного законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц срока оплаты товаров, работ, услуг по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектом малого или среднего предпринимательства, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
МУП «Тепло Ресурс», в лице директора «…», с «…» 16.05.2022г. заключен договор №77/2022Р на поставку каменного угля Кузнецкого угольного бассейна марки Д. Согласно п. 3.1. договора цена за 1 тонну угля составляет 1000,00 руб.
Согласно п. 3.2 договора, оплата производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет продавца в соответствии с выставленным счетом на основании подписанного акта приема передачи в течении 30 календарных дней.
Прокуратурой Усть-Коксинского района в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2022г. указано, что по состоянию на 21.11.2022г. МУП «Тепло Ресурс» свои обязательства по оплате в установленный договором срок не исполнило.
09.12.2022г. от «…» в УФАС по РА поступили письменные пояснения (вх. №5369), согласно которым, между МУП «Тепло Ресурс» и ИП «…» заключен договор №77/2022Р от 16.05.2022г. на поставку каменного угля на общую сумму 56 200,00 руб. Закупка угля осуществлена на основании Положения о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс», утвержденного приказом №7 от 24.03.2022г.
Информация и документы, подтверждающие, что закупка по договору №77/2022Р на поставку угля от 16.05.2022г. осуществлялась в рамках Положения № 1352, не представлены.
Прокуратурой Усть-Коксинского района в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2022г. сделан вывод о нарушении МУП «Тепло Ресурс», требований п. 14(3) Положения № 1352 в связи с тем, что предприятием нарушен срок оплаты за уголь по договору, заключенному по результатам закупки с субъектом малого предпринимательства.
Иных выводов и доказательств, указывающих на наличие в действиях должностного лица заказчика, директора МУП «Тепло Ресурс», «…» нарушений Закона о закупках, Положения № 1352, постановление прокуратуры Усть-Коксинского района о возбуждении производства об административном правонарушении от 22.11.2022г. не содержит.
ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО УФАС ПО РА СЧИТАЕТ ВЫВОДЫ ПРОКУРАТУРЫ УСТЬКОКСИНСКОГО РАЙОНА О НАРУШЕНИИ МУП «ТЕПЛО РЕСУРС» П. 14(3) ПОЛОЖЕНИЯ№ 1352 НЕОБОСНОВАННЫМИ ПО СЛЕДУЮЩИМ ОСНОВАНИЯМ:
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год.
МУП «Тепло Ресурс» приказом №37 от 30.12.2021 года утвердило план закупок товаров, работ и услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс» на 2022г. и разместило 27.01.2022г. вышеуказанный план в ЕИС в сфере закупок (реестровый номер 2220577986). В соответствии с планом закупок МУП «Тепло Ресурс» запланирована одна закупка с начальной (максимальной) ценой договора 38666666,67 руб. на поставку каменного угля марки ДР.
Согласно плану закупок годовой объем закупок, которые планируется осуществить по результатам закупки, участниками которых являются субъекты малого и среднего предпринимательства, составляет 0,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ч. 8 ст. 3 данного закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЯМИ 3.2 И 3.3 ДАННОГО ЗАКОНА И С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ДАННОЙ СТАТЬЕЙ.
Частью 2 статьи 3.4 Закона о закупках установлено, что конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего
предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.
Статьей 27 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс» предусмотрено, что осуществление закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства определяются с учетом положений, предусмотренных статьей 3.4 Закона о закупках, Положения № 1352.
Согласно ст. 17 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Тепло Ресурс» заказчик осуществляет конкурентные и неконкурентные закупки. Конкурентные закупки осуществляются следующими способами: конкурс в электронной форме, закрытый конкурс; аукцион в электронной форме, закрытый аукцион; запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок; запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений). НЕКОНКУРЕНТНАЯ ЗАКУПКА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПО ИТОГАМ НЕСОСТОЯВШЕЙСЯ КОНКУРЕНТНОЙ ЗАКУПКИ, А ТАКЖЕ ПУТЕМ ЗАКУПКИ У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА (ИСПОЛНИТЕЛЯ, ПОДРЯДЧИКА).
В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРОКУРАТУРЫ УСТЬ-КОКСИНСКОГО РАЙОНА О ВОЗБУЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ ОТ 22.11.2022Г. ОТСУТСТВУЕТ ИНФОРМАЦИЯ О ТОМ, ЧТО ДАННАЯ ЗАКУПКА ОСУЩЕСТВЛЕНА ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
Следовательно, не представляется возможным сделать вывод о том, что неисполнение МУП «Тепло Ресурс» обязательств по договору на поставку угля №77/2022Р от 16.05.2022г. является нарушением требований п. 14(3) Положения № 1352.