Пунктом 3 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке» (далее – Письмо) предусмотрено, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Указанное положение Письма поддержано позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в своем решении от 09.02.2017 г. № АКПИ16-1287:
требования заказчика от участника закупки «подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ярославское УФАС
о назначении административного наказания по делу № ОТ 23.09.2022
Исходя из вышеизложенных положений извещения, участникам по показателям
«Соль», «Четвертичные соли аммония», «pH», «Осмотическое давление», «Проводимость» необходимо указать конкретные значения. Вместе с тем, конкретные значения для приведенных показателей могут быть установлены только при испытании определенной партии товара после его производства. При этом, поскольку законодательство о контрактной системе не возлагает на участника закупки обязанность иметь в наличии предлагаемый к поставке товар на момент подачи таким участником заявки на участие в закупке, данное требование фактически направлено на создание неравных условий для участников закупки.
Учитывая изложенное, заказчик, установив в описании объекта закупки требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, допустил тем самым нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Данные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей. 1% от начальной (максимальной) цены контракта — 291 010,16 рублей составляет — 2 910, 10 рублей, соответственно, размер штрафа — 10 000, 00 рублей.
РЕШЕНИЕ Челябинское УФАС России по делу № от 29.12.2021
заказчиком в материалы дела не представлены пояснения, документы, обосновывающие потребность медицинского учреждения в наличии у товара показателей, указанных в пунктах 1, 2 технического задания аукционной документации (активные ингредиенты реагентов). Соответственно, потребность заказчика в данных характеристиках товара не подтверждена.
Более того, заказчиком не представлены пояснения, каким образом будет осуществляться проверка данных показателей при приемке товара.
Как правило, информация о химическом составе реагентов может отсутствовать в товарно-сопроводительных документах. Более того, при загрузке реагентов в анализатор также может не отображаться информация о химическом составе реагентов. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено
В данном случае, заказчиком в пунктах 1, 2 технического задания аукционной документации установлены избыточные и необоснованные требования к товару, соответствие которым невозможно проверить при приемке такого товара.
Указанное положение Письма поддержано позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной им в своем решении от 09.02.2017 г. № АКПИ16-1287:
требования заказчика от участника закупки «подробно описать в заявке различные показатели, значения товара, в том числе и те, которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, фактически направлены на создание неравных условий для участников закупки, что не соответствует принципу обеспечения конкуренции, закрепленному в статье 8 приведенного закона».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ярославское УФАС
о назначении административного наказания по делу № ОТ 23.09.2022
Исходя из вышеизложенных положений извещения, участникам по показателям
«Соль», «Четвертичные соли аммония», «pH», «Осмотическое давление», «Проводимость» необходимо указать конкретные значения. Вместе с тем, конкретные значения для приведенных показателей могут быть установлены только при испытании определенной партии товара после его производства. При этом, поскольку законодательство о контрактной системе не возлагает на участника закупки обязанность иметь в наличии предлагаемый к поставке товар на момент подачи таким участником заявки на участие в закупке, данное требование фактически направлено на создание неравных условий для участников закупки.
Учитывая изложенное, заказчик, установив в описании объекта закупки требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки, допустил тем самым нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Данные действия заказчика образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей. 1% от начальной (максимальной) цены контракта — 291 010,16 рублей составляет — 2 910, 10 рублей, соответственно, размер штрафа — 10 000, 00 рублей.
РЕШЕНИЕ Челябинское УФАС России по делу № от 29.12.2021
заказчиком в материалы дела не представлены пояснения, документы, обосновывающие потребность медицинского учреждения в наличии у товара показателей, указанных в пунктах 1, 2 технического задания аукционной документации (активные ингредиенты реагентов). Соответственно, потребность заказчика в данных характеристиках товара не подтверждена.
Более того, заказчиком не представлены пояснения, каким образом будет осуществляться проверка данных показателей при приемке товара.
Как правило, информация о химическом составе реагентов может отсутствовать в товарно-сопроводительных документах. Более того, при загрузке реагентов в анализатор также может не отображаться информация о химическом составе реагентов. Доказательств обратного заказчиком в материалы дела не представлено
В данном случае, заказчиком в пунктах 1, 2 технического задания аукционной документации установлены избыточные и необоснованные требования к товару, соответствие которым невозможно проверить при приемке такого товара.