Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

Новости___

Заказчик заключит контракт, если только одна заявка отвечает требованием

Заказчик должен заключить контракт, если только одна заявка отвечает требованием. Допустим, на участие поступило несколько заявок, но заказчик признал, что извещению отвечает только одна. С участником, который подал данную заявку, заключат контракт. письмо Минфина от 12.02.2021 № 24-06-08/9591
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 февраля 2021 г. N 24-06-08/9591

ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК

В связи с поступающими вопросами об осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупка, Закон N 44-ФЗ), Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент) сообщает следующее.

Положения части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ) с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ, вступают в силу с 1 апреля 2021 г.

1. Об отнесении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, к электронным процедурам.

1.1. Закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, согласно положениям части 2.1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ относятся к "электронным процедурам".

Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорной компании, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 5 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.

Таким образом, все участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, вправе в установленном порядке участвовать в закупках товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

1.2. Согласно части 9 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.

Принимая во внимание, что согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предварительное предложение признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 указанной части, то выполнение такого действия с учетом требований части 9 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ перестает осуществляться оператором электронной площадки за три месяца до даты окончания срока регистрации участника закупки в ЕИС.

1.3. Согласно части 7 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронной процедуры, в ЕИС и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС и на электронной площадке.

Таким образом, извещение об осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС, должно быть доступно для ознакомления и на электронной площадке.

1.4. Учитывая, что закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, относятся к "электронным процедурам":

такие закупки учитываются в рамках объемов, предусмотренных пунктом 27 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656;

оператор электронной площадки в соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ вправе взимать плату за участие в таких электронных процедурах в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 564.

2. О предельном размере цены контракта при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Предельный максимальный размер цены контракта при осуществлении закупки составляет 3 млн. рублей. Предельный минимальный размер такой цены Законом N 44-ФЗ не установлен, в связи с чем не ограничен.

При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

3. О создании комиссии по осуществлению закупок при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.

4. О совместном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

Совместное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ исключительно при проведении конкурсов и аукционов, в связи с чем совместное осуществление закупок товара у единственного поставщика в электронной форме не предусмотрено.

5. О формировании участником закупки нескольких предварительных предложений о поставке товаров.

Согласно пунктам 1 и 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ участник закупки:

формирует предварительное предложение о поставке товаров, из состава которого оператор электронной площадки впоследствии направляет конкретные заявки участника закупки различным заказчикам;

вправе внести в предварительное предложение изменения, которые применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.

Таким образом, положениями части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусматривается формирование одного предварительного предложения в отношении нескольких товаров, предлагаемых участником закупки к поставкам, в которое участник закупки вправе вносить изменения при необходимости.

Формирование нескольких предварительных предложений положениями части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено и не требуется по существу для реализации механизма осуществления таких закупок.

6. Об изменении, продлении срока, отзыве предварительного предложения.

6.1. В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе сформировать на электронной площадке предварительное предложение, срок действия которого не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе продлить срок действия такого предложения или отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику.

Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 указанной части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения (то есть, в том числе в отношении информации, предусмотренной вышеуказанным подпунктом "и" пункта 1).

Учитывая изложенное:

продление и отзыв предварительного предложения являются различными (не одновременными и не тождественными) действиями, влекущими различные последствия;

продление предварительного предложения осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений в части срока его действия, предусмотренного подпунктом "и" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;

участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения в любой момент до его истечения;

срок, на который осуществляется такое продление, не может превышать одного месяца (может в том числе составлять менее одного месяца) с тем, чтобы срок действия предварительного предложения с учетом такого продления не превышал одного месяца с даты размещения на электронной площадке соответствующего изменения в предварительное предложение, предусматривающего такое продление;

участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение предложения в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения станут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.

6.2. По вопросу исчисления вышеуказанного одного месяца Департамент, учитывая положения части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, сообщает, что согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число.

При определении окончания указанного числа месяца Департамент считает, что применимой является часовая зона участника закупки, осуществившего размещение предварительного предложения, поскольку такому участнику должен быть предоставлен вышеуказанный месяц в полном объеме.

Аналогичный подход предусмотрен в рамках разработанного Минфином России проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" ("оптимизационный законопроект").

7. Об указании участником закупки в одном предварительном предложении различных товаров, а также об указании заказчиком в одном извещении об осуществлении закупки нескольких товаров, обладающих различными значениями начальных цен за единицу, нескольких мест поставки.

Пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено формирование участником закупки на электронной площадке своего предварительного предложения о поставке товаров (в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках), из состава которого оператор электронной площадки впоследствии в автоматическом режиме направит конкретное предложение (конкретную заявку) участника закупки заказчику, разместившему извещение об осуществлении конкретной закупки (множество различных заявок заказчикам, разместившим множество извещений об осуществлении закупок).

Учитывая изложенную конструкцию, а также предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ конструкцию автоматического сравнения и выявления оператором электронной площадки не более пяти заявок по критерию наилучшей цены за единицу товара (а не иной какой-либо стоимостной совокупной величины), положения указанной части предусматривают:

возможность указания участником закупки в своем предварительном предложении несколько товаров, предлагаемых к поставкам (подпункт "а" пункта 1), множество мест их поставки (подпункт "з" пункта 1), различное количество товара в разрезе нескольких мест поставки (подпункт "ж" пункта 1), а также различные цены за единицу товара и различные сроки поставки в разрезе различного количества и различных мест поставки (подпункты "е" и "л" пункта 1);

обязанность заказчика при размещении извещения об осуществлении закупки указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (подпункт "в" пункта 3).

При этом вышеуказанные положения не предусматривают указания различных цен в отношении одного и того же места поставки, поскольку различные цены указываются в разрезе различных мест поставки.

Реализация изложенной конструкции предполагает принцип "множественности" товара (срока и мест его предлагаемой поставки по соответствующей цене за единицу товара) на стороне участника закупки и отсутствие такой "множественности" на стороне заказчика в целях обеспечения автоматизированного сравнения конкретных заявок, направленных из состава предварительных предложений разных участников закупки, с конкретной потребностью заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки.

Указанный принцип "множественности" на стороне участника закупки обусловлен предварительным характером его предложения, поскольку ему заранее не известно, в ответ на какие именно извещения об осуществлении закупок (каких именно заказчиков, с каким количеством закупаемого товара, сроком и местом поставки товара) оператором электронной площадки автоматически будут направлены заявки от имени такого участника закупки из состава его предварительного предложения.

В этой связи участнику закупки предоставляется возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе, по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки.

При этом неуказание срока (сроков) в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ означает согласие участника закупки со сроком, указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

Одновременно следует отметить, что указанный принцип "множественности" на стороне заказчика (так называемая "корзина") не может быть внедрен без его предварительной проработки и соответствующего нормативного закрепления, поскольку может привести к существенному ограничению количества участников закупки, не разместивших в составе предварительного предложения "комплект" различного товара, который может быть указан заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

8. Об обеспечении конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.

Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ не содержит специальных положений по вопросу обеспечения конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.

Вопрос о специальном правовом регулировании в отношении обеспечения конфиденциальности такой информации в рамках требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, будет рассмотрен Департаментом дополнительно.

9. Об отборе заявок оператором электронной площадки.

Согласно подпунктам "а" и "г" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с использованием электронной площадки:

определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктами "в" (то есть, в том числе в части количества товара, требуемого заказчику) и "е" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и содержащих наименьшие цены за единицу товара. При этом при определении таких заявок не учитываются заявки участников закупки, у которых отсутствует не заблокированное в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ количество товара в размере количества закупаемого товара, предусмотренного в извещении об осуществлении закупки;

в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки блокирует количество товара, указанное в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена заказчику, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки количества закупаемого товара.

Заявка отбирается (в части цены за единицу товара и срока поставки) оператором электронной площадки, если:

минимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении, не превышает срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки;

срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не превышает максимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении;

цена единицы товара, указанная участником закупки в предварительном предложении, должна быть не более начальной цены единицы товара, установленной заказчиком в извещении об осуществлении закупки.

Таким образом, оператор электронной площадки отбирает заявки, количество товара в которых соответствует требованиям заказчика и при этом не заблокировано по ранее направленным заявкам - то есть отбирает заявки, содержащие "достаточное" "доступное" количество товара в размере не менее количества, указанного в извещении об осуществлении закупки.

При этом механизм "блокировки количества" осуществляется исключительно в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества. В случае неуказания максимального количества (указания только минимального количества), механизм "блокировки" не применяется.

10. О количестве направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок.

Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ размещение предварительного предложения (то есть одного) означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам (то есть различным) предложений (то есть множества) о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок.

Таким образом, количество направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок (из состава предварительного предложения) ограничивается исключительно доступным количеством товара (не заблокированным в установленном порядке и соответствующим потребности заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки).

11. О подписании усиленной электронной подписью заявок, направляемых оператором электронной площадки.

Требования к подписанию усиленной электронной подписью установлены в отношении предварительного предложения (пункт 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), извещения об осуществлении закупки (пункт 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), протокола подведения итогов определения поставщика (подпункт "в" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).

При этом требование к подписанию заявки, направляемой оператором электронной площадки из состава ранее подписанного участником закупки предварительного предложения, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ не установлено.

12. О присвоении каждой заявке на участие в закупке порядкового номера.

Согласно подпункту "б" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.

Учитывая, что иного не определено, подлежат применению соответствующие подзаконные акты, принятые в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, с учетом требований, непосредственно установленных такими актами.

При этом следует учесть, что частью 7 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ установлены случаи, при которых положения указанной статьи не применяются.

Согласно пункту 4 приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приказ применяется исключительно при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к числу которых закупки у единственного (подрядчика, исполнителя), предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не относятся, в связи с чем приказ при осуществлении таких закупок не применяется.

13. О заключении контракта с участниками закупки.

В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (порядок рассмотрения заявок и присвоения номеров установлен в пункте 6 указанной части), в связи с чем контракт заключается с участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 6 указанной части, в том числе если такая заявка является единственной в связи с отклонением иных заявок.

Следует отметить, что указанное не касается случая наличия менее двух заявок, указанного в пункте 8 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.

14. Об электронном взаимодействии операторов электронных площадок с ЕИС.

В соответствии с частью 13 статьи 93 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупок, предусмотренных частью 12 статьи Закона N 44-ФЗ, размещение предварительных предложений на всех электронных площадках обеспечивается операторами электронной площадки посредством информационного взаимодействия с ЕИС.

В целях реализации указанных положений подлежит разработке и утверждению нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий требования к такому информационному взаимодействию. Такой акт в настоящее время не издан.

С учетом части 4 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указанные положения части 13 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не подлежат применению до 1 октября 2021 года.

15. О внесении изменений в предварительное предложение в случае в случае внесения изменений в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог).

В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит специальных положений по указанному вопросу.

Вместе с тем, учитывая обязательность использования позиции каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, в случае внесения изменений в соответствующую позицию заказчик станет использовать измененную позицию каталога, в связи с чем предварительные предложения должны учитывать такие внесенные изменения.

Департамент в настоящее время рассматривает вопрос о разработке изменений в вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, определяющих порядок действий участников контрактной системы в рассматриваемом случае.

Директор Департамента

Т.П.ДЕМИДОВА


Система комментирования SigComments