Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости1

Суды не признали контракт ничтожным, но уровень СРО не соответствовал

С 15 августа 2023 года увеличили предельный размер обязательств для первого уровня строительной СРО. И вот уже свежее разбирательство. Строительная СРО обратилась в суд, чтобы признать недействительным контракт одного из своих членов. По мнению организации, спорную сделку заключили незаконно. Подрядчик уже исполнял 2 других контракта. Общая сумма обязательств с учетом новой сделки превысила совокупный предел для первого уровня ответственности. Взнос в компенсационный фонд для второго уровня СРО он не уплатил. Права других участников закупки нарушили, поскольку дали преимущество лицу, которое не соответствовало требованиям Закона № 44-ФЗ. Три инстанции в иске отказали. Невнесение взноса в компенсационный фонд СРО не повод признавать сделку ничтожной. В законе нет на это прямого указания. Права других участников не нарушили. Подрядчик — единственный, кто подал заявку. Контракт уже исполнили. Удовлетворение иска не восстановило бы права заинтересованных лиц. Подрядчик отвечал требованиям Закона № 44-ФЗ. Его заявку признали соответствующей, поскольку он подтвердил, что состоит в СРО. Постановление АС Уральского округа от 28.08.2023 по делу № А47-12503/2022
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. Краснознаменная, д. 56, г. Оренбург, 460024

http: //www.Orenburg.arbitr.ru/

Именем Российской Федерации


РЕШЕНИЕ


Дело № А47-12503/2022
г. Оренбург
20 января 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 12 января 2023 года

В полном объеме решение изготовлено 20 января 2023 года


Арбитражный суд Оренбургской области в составе судьи Дубининой С.А., при ведении протокола помощником судьи Ясаковой Л.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению саморегулируемой организации ассоциация "Альянс строителей Оренбуржья", ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г.Оренбург

к обществу с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж", ОГРН: <***>, ИНН: <***>, г. Оренбург,

администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, Оренбургская область, Новоорский район, п. Новоорск,

о признании сделки недействительной


при участии в судебном заседании:

от истца: ФИО1 доверенность от 09.01.2023, паспорт, диплом, ФИО2 по доверенности от 09.01.2023, паспорт, диплом,

от ответчика 1 ФИО3 доверенность 02.01.2023, диплом, паспорт,

от ответчика 2 явки нет, извещен.

В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителей ответчика 2, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.


Саморегулируемая организация ассоциация "Альянс строителей Оренбуржья" обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области к

обществу с ограниченной ответственностью "Стройгазмонтаж", администрации муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области о признании договора от 23.03.2022 № 01/22, заключенного между ООО «Стройгазмонтаж» и администрацией муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, идентификационный код закупки (ИКЗ) 223563500841056350100100090014221414 недействительным в силу его ничтожности, и применении последствий его недействительности.

Впоследствии истец уточнил исковые требования, просил суд признать вышеуказанный договор, от 23.03.2022 № 01/22, заключенный между ООО «Стройгазмонтаж» и администрацией муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области, заключенного по результатам открытого конкурса в электронной форме, идентификационный код закупки (ИКЗ) 223563500841056350100100090014221414 недействительным в силу его ничтожности и применении последствий его недействительности.

Судом ходатайство истца об уточнении исковых требований рассмотрено и удовлетворено на основании статьи 49 АПК РФ (протокол судебного заседания от 12.10.2022).

В обоснование иска истец указал следующее саморегулируемая организация ассоциация "Альянс строителей Оренбуржья" является саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, которой в соответствие со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации сформированы как компенсационный фонд возмещения вреда, так и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

ООО «Стройгазмонтаж» является с 25.08.2016 по настоящее является членом саморегулируемой организации ассоциация "Альянс строителей Оренбуржья".

Размер взноса ООО «Стройгазмонтаж» в компенсационный фонд возмещения вреда истца составляет 100 тыс. руб., что соответствует первому уровню ответственности члена саморегулируемой организации и предоставляет ответчику (ООО «Стройгазмонтаж») право заключать договоры строительного подряда, каждый из которых не превышает по стоимости 60 млн. рублей. Размер взноса ООО «Стройгазмонтаж» в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств истца составляет 200 тыс.руб., что соответствует первому уровню ответственности члена СРО и предоставляет ответчику 1 право осуществлять строительство по договорам строительного подряда, заключенным по результатам обязательных конкурентных процедур, если совокупный размер обязательств по таким договорам не превышает 60 млн. рублей.

Администрацией муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области (далее - администрация, ответчик 2) в соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» проведен открытый конкурс в электронной форме, идентификационный код закупки (ИКЗ) 223563500841056350100100090014221414.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0853500000322000271 от 11.03.2022 комиссия по осуществлению закупок приняла решение заключить с ООО «Стройгазмонтаж», которое являлось единственным участником указанного конкурса, договор № 01/22 на строительство инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в мкр. "Автокомбинат-2" п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области на сумму 17 792 312,00 руб.

Истец указал, что на момент заключения контракта у ООО «Стройгазмонтаж» уже имелись другие договоры строительного подряда, заключенные по результатам обязательных конкурентных процедур, общая стоимость неисполненных обязательств по которым составляла 43 130 100, 00 рублей, а именно договор № 2022.006951 от 21.03.2022 на сумму 13 808 600,00 рублей с Администрацией МО Надеждинский сельсовет Саракташского района Оренбургской области и договор № 5 от 21.03.2022 на сумму 29 321 500,00 рублей с управлением капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства Администрации МО Абдулинский городской округ Оренбургской области.

С учетом стоимости обязательств по спорному договору совокупный размер обязательств ответчика по договорам строительного подряда, заключенным конкурентным способом, превышает предельный размер обязательств - 60 млн. руб., соответствующий его уровню ответственности, что нарушает императивные требования абзаца 2 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В обеспечение договорных обязательств до следующего уровня ответственности член саморегулируемой организации обязан самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

Между тем ООО «Стройгазмонтаж» дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств не внесло, соответственно, по мнению истца, не имело права заключать спорный договор.

Кроме того, истец полагает, что спорный контракт нарушает публичные интересы, поскольку заключен ответчиками в рамках Федерального закона №44-ФЗ О контрактной системе.

Частями 3, 5 ст.55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены требования, которые должны быть соблюдены членом СРО строителей для получения им права выполнять строительство по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов в соответствие с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Таким образом, очевидно, что нормы ч.3,5,6 ст.55.8 ГрК РФ регулируют отношения, направленные на обеспечение государственных и

При этом одним из обязательных требований к участникам закупок, установленных п. 11. ч. 1 ст.31 ФЗ О контрактной системе, является отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.

Аналогичное требование было установлено администрацией в конкурсной документации (п.2 требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном конкурсе и инструкции по ее заполнению).

В составе второй части заявки общество «Стройгазмонтаж» представило декларацию, в которой подтвердило, у него отсутствуют ограничения для участия в закупках, установленные законодательством Российской Федерации.

Истец полагает, что на момент заключения спорного контракта ответчик 1, в силу частей 3,5,6,8 ст.55.8, ст.55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации был ограничен в праве заключения договоров строительного подряда по результатам конкурентных процедур, то есть не соответствовал обязательному требованию, установленному п.11 ч. 1 ст.31 ФЗ О контрактной системе и конкурсной документацией.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в суд с настоящим иском.

Истец поддержал в судебном заседании исковые требования.

Ответчик исковые требования не признал по мотивам, изложенным в отзыве на иск (том 3 л.д.1- 3). Возражения истца сводятся к тому, что истец действует недобросовестно, нарушение требований закона отсутствует, права и интересы третьих лиц не нарушены, публичные интересы не нарушены, заключение и исполнение контракта направлено на удовлетворение публичного интереса, заключающегося в реализации ответчиками утвержденной государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области», подрядчиком работы по контракту исполнены на девяносто процентов, претензий, замечаний со стороны администрации отсутствуют, в обеспечение исполнения обязательств по спорному контракту выдана банковская гарантия.

Администрацией представлен отзыв на иск (л.д. 9 -12 том 3), в котором ответчик возражает против заявленных исковых требований, при этом ссылается на то, что истец выбрал неверный способ защиты, заключенный муниципальный контракт заключен в интересах жителей п. Новоорск на получение доступа к инженерным сетям водоснабжения и водоотведения в рамках программы «Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области».

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела, основным видом деятельности общества «Стройгазмонтаж» является строительство жилых и нежилых зданий (41.20), дополнительными видами деятельности являются строительство автомобильных дорог и автомагистралей (42.11), строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения (42.21) и др.

Обществом «Стройгазмонтаж» является членом саморегулирумой организации ассоциация "Альянс строителей Оренбуржья", что подтверждается впиской из реестра членов саморегулируемой организации (л.д. 83-84 том 1).

Между Министерством строительства жилищно-коммунального, дорожного хозяйства и транспорта Оренбургской области и Администрацией муниципального образования Новоорский поссовет Ноовоорского района Оренбургской области заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету от «9» февраля 2022г. № 53630414-1-2022-001, предметом которого является предоставление из бюджета Оренбургской области в 2022-2024 годах бюджету сельского поселения Новоорского поссовета субсидии на обеспечение комплексного развития сельских территорий в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенными Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации, по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации: код главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации 851, раздел 05, подраздел 02, целевая статья 27 3 06 R5760, вид расходов 522 в целях достижения результатов основного мероприятия "Обустройство объектами инженерной инфраструктуры и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, Страница 2 из 11 страниц «Сформировано в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», системный номер № 53630414-1-2022-001» под компактную жилищную застройку" подпрограммы "Создание и развитие инфраструктуры на сельских территориях" в рамках государственной программы Оренбургской области "Комплексное развитие сельских территорий Оренбургской области".

В соответствии с ч. 1 п. 8 ст. 33 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Администрацией муниципального образования Новоорский поссовет Новоорского района Оренбургской области проведен открытый конкурс в электронной форме, идентификационный код закупки (ИКЗ) 223563500841056350100100090014221414.

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) №0853500000322000271 от 11.03.2022 комиссия по осуществлению закупок приняла решение заключить с ООО «Стройгазмонтаж», которое являлось единственным участником указанного конкурса, муниципальный контракт № 01/22 на строительство инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в мкр. "Автокомбинат-2" п. Новоорск Новоорского района Оренбургской области на сумму 17 792 312,00 руб. (л.д. 51-82 том 1).

Обществу ООО «Стройгазмонтаж» 22.03.2022 Акционерным коммерческим металлургическим инвестиционным банком выдана независимая банковская гарантия № 600759-БГ/22 в обеспечение невыполнения либо ненадлежащего выполнения обществом «Стройгазмонтаж» обязательств по муниципальному контракту идентификационный код закупки 223563500841056350100100090014221414.

Как следует из материалов дела, подрядчик приступил к исполнению контракта, в подтверждение чего представлены справки о стоимости выполненных работ № 1 от 10.08.2022 № 2 от 03.11.2022, подписанные ответчиками в двустороннем порядке, и администрацией не опровергается.

Саморегулируемой организацией проведена внеплановая проверка нарушений ООО «Стройгазмонтаж» ч. 3 ст. 55.8., ч.5.ст.55 ГР К РФ, в результате которой установлено, что общество превысило фактический совокупный размер обязательств над предельным размером обязательств, исходя из которого вносило взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с Положением о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств СРО А АСО (утверждено собранием членов СРО А «АСО» протокол № 27 от 26.04.2022), нарушило ч. 5 ст. 55.8 ГР К РФ (акт от 01.07.2022 № 136-В-ФСРО л.д. 57-58 том 2).

Обществу «Стройгазмонтаж» рекомендовано внести взнос компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере, соответствующем сумме цен фактически заключенных ООО «Стройгазмонтаж» конкурентным способом договоров строительного подряда взнос.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд пришел к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 2 АПК РФ и п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основной задачей судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца.

Пунктом 1 ст. 422 ГК РФ предусмотрено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (часть 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Закон N 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия (п. 2 ст. 166 ГК РФ).

Применительно к норме абзаца 2 пункта 2 статьи 166 ГК РФ субъектом, имеющим материально-правовой интерес в признании сделки ничтожной, следует считать любое лицо, в чью правовую сферу эта сделка вносит известную неопределенность и интерес которого состоит в устранении этой неопределенности. Иными словами, это лицо, правовое положение которого претерпело бы те или иные изменения, если бы сделка на самом деле была действительной.

Статьей 168 ГК РФ установлено, что за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу прямого указания закона к ничтожным сделкам, в частности, относятся: соглашение об устранении или ограничении ответственности лица, указанного в пункте 3 статьи 53.1 ГК РФ (пункт 5 статьи 53.1 ГК РФ); соглашение участников товарищества об ограничении или устранении ответственности, предусмотренной в статье 75 ГК РФ (пункт 3 статьи 75 ГК РФ); сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности (статья 169 ГК РФ); мнимая или притворная сделка (статья 170 ГК РФ); сделка, совершенная гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства (пункт 1 статьи 171 ГК РФ); соглашение о переводе должником своего долга на другое лицо при отсутствии согласия кредитора (пункт 2 статьи 391 ГК РФ); заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства (пункт 4 статьи 401 ГК РФ); договор, предусматривающий передачу дара одаряемому после смерти дарителя (пункт 3 статьи 572 ГК РФ); договор, устанавливающий пожизненную ренту в пользу гражданина, который умер к моменту его заключения (пункт 3 статьи 596 ГК РФ); кредитный договор или договор банковского вклада, заключенный с нарушением требования о его письменной форме (статья 820 ГК РФ, пункт 2 статьи 836 ГК РФ). На основании пункта 5 статьи 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 этой статьи, являются ничтожными (пункт 73 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ").

Согласно пункту 74 указанного постановления Пленума также ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).

Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность.

Следовательно, действующим законодательством и разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации установлено, что несоответствие сделки требованиям законодательства само по себе не ведет к ее ничтожности. Для установления ничтожности необходимо несоответствие сделки конкретным критериям, установленным законом.

Истец, заявляя требование о признании сделки недействительной, должен в порядке статей 65, 66 АПК РФ предоставить суду доказательства наличия оснований, установленных законом, для признания ее таковой судом, в том числе доказательства нарушения данной сделкой требований закона или иного правового акта.

В силу части 1 статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса. Частью 2 той же статьи определено, что саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.

Законодателем также предусмотрены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд.

Так, частью 11 статьи 55.16 ГрК РФ установлено, что минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам (далее в целях настоящей статьи - уровень ответственности члена саморегулируемой организации) составляет:

1) пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает двадцать пять миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

2) сто пятьдесят тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает пятьдесят миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

3) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации не превышает триста миллионов рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);

4) один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует выполнять инженерные изыскания, подготовку проектной документации, стоимость которых по одному договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации составляет триста миллионов рублей и более (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).

В силу части 5 статьи 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации самостоятельно при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО по обязательствам, предусмотренного частью 10 или 11 статьи 55.16 названного Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами СРО.

Член СРО, не уплативший указанный в части 5 статьи 55.8 ГрК РФ дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, не имеет права принимать участие в заключении новых договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров (часть 6 статьи 55.8 ГрК РФ).

Согласно части 8 статьи 55.8 ГрК РФ ограничение права члена СРО выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договору строительного подряда, договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, по иным основаниям, не предусмотренным указанной статьей, не допускается.

Таким образом, из буквального толкования приведенных положений ГрК РФ следует, что член саморегулируемой организации применительно к спорной ситуации вправе принять участие в заключении нового договора в рамках конкурентных процедур в случае выполнения условий, определенных частями 10, 11 статьи 55.16 ГрК РФ, обеспечив уплату взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, повысив свой уровень ответственности исполнения договорных обязательств.

Член СРО вправе в случае необходимости самостоятельно увеличивать свой уровень ответственности в целях заключения новых договоров, что закреплено частью 5 статьи 55.8 ГрК РФ.

Между тем в законе отсутствует прямое указание на ничтожность сделки в случае ее заключения лицом, не внесшего взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.

Согласно разъяснениям, данным в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы, например, сделки о залоге или уступке требований, неразрывно связанных с личностью кредитора (пункт 1 статьи 336, статья 383 ГК РФ), сделки о страховании противоправных интересов (статья 928 ГК РФ). Само по себе несоответствие сделки законодательству или нарушение ею прав публично-правового образования не свидетельствует о том, что имеет место нарушение публичных интересов.

В данном случае судом не установлено оснований недействительности сделки по мотиву ничтожности.

Ссылки истца на судебную практику несостоятельны, поскольку указанные в иске судебные акты приняты с учетом иных фактических обстоятельств.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Расходы по госпошлине в силу статьи 110 АПК РФ относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:


В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Оренбургской области.



Судья С.А.Дубинина