Национальный режим – запреты, ограничения и преимущества
Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края подготовлены методические рекомендации по применению национального режима с 01.01.2025 при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Методические рекомендации по применению национального режима при осуществлении закупок с 01.01.2025
Правила национального режима (с 01.01.2025)
1. Основные положения
Национальный режим обеспечивает равные условия для товаров российского и иностранного происхождения при закупках, за исключением случаев, когда Правительство РФ принимает специальные меры. Эти меры могут быть:
Запретом.
Ограничением.
Преимуществом для российских товаров.
2. Запрет закупок товаров иностранного происхождения
Перечень товаров, подпадающих под запрет (Перечень № 1):
Промышленные товары (позиции 1–145).
Программное обеспечение (ПО) (позиция 146).
Аудиторские и консультационные услуги (позиции 147–151).
Правила применения запрета:
Если в извещении о закупке указан товар из Перечня № 1, то заявки с предложениями иностранных товаров отклоняются.
Запрет распространяется также на случаи замены товара на иностранный при исполнении контракта.
Исключения:
Отсутствие производства товара в России.
Закупка единичного товара стоимостью до 300 тыс. рублей .
Чрезвычайные ситуации, спецоперации или нужды обороны.
3. Ограничение закупок товаров иностранного происхождения
Перечень товаров, подпадающих под ограничение (Перечень № 2):
Если в извещении о закупке указан товар из Перечня № 2, то заявки с предложениями иностранных товаров отклоняются, если есть аналогичные российские предложения.
Замена товара на иностранный при исполнении контракта допускается только при условии, что контракт предусматривает поставку товара российского происхождения.
4. Преимущество для российских товаров
Если объект закупки не входит в Перечни № 1 и № 2, применяется преимущество для российских товаров.
При этом ценовое предложение участника закупки, предлагающего российский товар, снижается на 15% .
Преимущество также действует при закупке лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
5. Отчетность
По итогам года заказчики должны формировать и размещать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет об объеме закупок товаров российского происхождения.
Отчет должен содержать информацию о всех закупках, включая те, которые не подлежат публикации в ЕИС.
Отчет анализируется Минфином России до 1 марта следующего года.
Прочие моменты
1. Информация о стране происхождения товара
Для подтверждения страны происхождения товара участник закупки должен указывать соответствующий код согласно общероссийскому классификатору стран мира.
В случае закупок программного обеспечения (ПО), информация должна содержать номер реестровой записи из реестра российского ПО или евразийского ПО.
2. Специальные случаи
Запрет и ограничения не применяются при закупках для федеральных органов исполнительной власти (например, ФСО, МВД, Росгвардия).
При закупках медицинских изделий и лекарственных препаратов действуют особые правила, зависящие от стадий их производства и наличия аналогов.
3. Временные рамки
Большинство поправок вступает в силу с 1 января 2025 года .
Некоторые положения начинают действовать раньше (например, связанные с программным обеспечением — с декабря 2024 года).