Департаментом по регулированию контрактной системы Краснодарского края подготовлены методические рекомендации по применению национального режима с 01.01.2025 при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Методические рекомендации по применению национального режима при осуществлении закупок с 01.01.2025
Методические рекомендации по применению национального режима при осуществлении закупок с 01.01.2025
Правила национального режима (с 01.01.2025)
1. Основные положения
Национальный режим обеспечивает равные условия для товаров российского и иностранного происхождения при закупках, за исключением случаев, когда Правительство РФ принимает специальные меры. Эти меры могут быть:
- Запретом.
- Ограничением.
- Преимуществом для российских товаров.
2. Запрет закупок товаров иностранного происхождения
Перечень товаров, подпадающих под запрет (Перечень № 1):
- Промышленные товары (позиции 1–145).
- Программное обеспечение (ПО) (позиция 146).
- Аудиторские и консультационные услуги (позиции 147–151).
Правила применения запрета:
- Если в извещении о закупке указан товар из Перечня № 1, то заявки с предложениями иностранных товаров отклоняются.
- Запрет распространяется также на случаи замены товара на иностранный при исполнении контракта.
- Исключения:
- Отсутствие производства товара в России.
- Закупка единичного товара стоимостью до 300 тыс. рублей .
- Чрезвычайные ситуации, спецоперации или нужды обороны.
3. Ограничение закупок товаров иностранного происхождения
Перечень товаров, подпадающих под ограничение (Перечень № 2):
- Промышленные товары, радиоэлектронная продукция, медицинские изделия (позиции 1–432).
- Лекарственные препараты (позиция 433).
- Пищевые продукты (позиции 434–465).
Правила применения ограничения:
- Если в извещении о закупке указан товар из Перечня № 2, то заявки с предложениями иностранных товаров отклоняются, если есть аналогичные российские предложения.
- Замена товара на иностранный при исполнении контракта допускается только при условии, что контракт предусматривает поставку товара российского происхождения.
4. Преимущество для российских товаров
- Если объект закупки не входит в Перечни № 1 и № 2, применяется преимущество для российских товаров.
- При этом ценовое предложение участника закупки, предлагающего российский товар, снижается на 15% .
- Преимущество также действует при закупке лекарственных препаратов из перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).
5. Отчетность
- По итогам года заказчики должны формировать и размещать в Единой информационной системе (ЕИС) отчет об объеме закупок товаров российского происхождения.
- Отчет должен содержать информацию о всех закупках, включая те, которые не подлежат публикации в ЕИС.
- Отчет анализируется Минфином России до 1 марта следующего года.
Прочие моменты
1. Информация о стране происхождения товара
- Для подтверждения страны происхождения товара участник закупки должен указывать соответствующий код согласно общероссийскому классификатору стран мира.
- В случае закупок программного обеспечения (ПО), информация должна содержать номер реестровой записи из реестра российского ПО или евразийского ПО.
2. Специальные случаи
- Запрет и ограничения не применяются при закупках для федеральных органов исполнительной власти (например, ФСО, МВД, Росгвардия).
- При закупках медицинских изделий и лекарственных препаратов действуют особые правила, зависящие от стадий их производства и наличия аналогов.
3. Временные рамки
- Большинство поправок вступает в силу с 1 января 2025 года .
- Некоторые положения начинают действовать раньше (например, связанные с программным обеспечением — с декабря 2024 года).