Top.Mail.Ru
Новости____

Разъяснили, когда заказчик вправе расторгнуть контракт по соглашению сторон

Расторгнуть контракт по соглашению стороны заказчик вправе в любой день, пока действует контракт. Даже если возможность одностороннего расторжения не включили в контракт, можно расторгнуть сделку по обоюдному согласию. Право прописано в части 8 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Расторгайте контракт по соглашению сторон, если у заказчика и контрагента нет претензий. Например, расторгните контракт, когда: • контрагент не в состоянии исполнить обязательства по обстоятельствам, которые от него не зависят; • у заказчика больше нет потребности в продукции, а контрагент готов расторгнуть контракт без возмещения материального ущерба; • исполнить контракт невозможно из-за форс-мажорных обстоятельств. Оснований, по которым стороны вправе расторгнуть контракт по соглашению, в Законе № 44-ФЗ нет. Поэтому руководствуйтесь статьей 451 ГК. письмо Минфина от 13.08.2020 № 24-03-08/71230
Вопрос: О возможности изменения предмета контракта при его исполнении и расторжении контракта, если отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 13 августа 2020 г. N 24-03-08/71230

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части изменения существенных условий контракта, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем в рамках своей компетенции Департамент считает необходимым отметить, что в соответствии со статьей 34 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта происходит в соответствии с условиями, установленными контрактом.
Частью 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что при исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.
Указанными нормами Закона N 44-ФЗ внесение изменений в контракт в части предмета контракта, в том числе внесение изменений в условие контракта по решению суда, не предусмотрено.
При этом Департамент обращает внимание, что, в случае если у заказчика отпала необходимость в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом, такой контракт можно расторгнуть по соглашению сторон в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, при этом в случае фактического исполнения контракта в полном объеме заказчику необходимо оплатить поставщику (подрядчику, исполнителю) фактически поставленное количество товара, выполненный объем работ, оказанный объем услуг.
Также отмечаем, что положения Закона N 44-ФЗ предусматривают возможность обжалования действий (бездействия) участников контрактной системы при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в судебном порядке.

Заместитель директора Департамента
Д.А.ГОТОВЦЕВ
13.08.2020