Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

Новости_____

Расширят методы государственного финконтроля

В Госдуму внесли законопроект, по которому законодатели планируют добавить в БК новые методы предупреждения нарушений в рамках государственного и муниципального финконтроля.

Изменения в БК предусматривают, что, кроме проверки, ревизии и обследования, нарушения будут находить с использованием дополнительных методов финансового контроля. Что собой представляют новые методы, показали ниже.

Новые методы государственного финансового контроля

Анализ – исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта контроля. Включает в себя систематизацию результатов исследования, причины и последствия, которые выявил орган контроля.

По итогам анализа объект контроля получит заключение и рекомендации с выводами и предложениями по повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Если в ходе анализа выявлены нарушения, объект контроля получит представление или предписание, за неисполнение которых будут применяться бюджетные меры принуждения.

Кто будет применять: Органы контроля

Наблюдение – превентивное контрольное мероприятие, которое осуществляют без взаимодействия с объектом контроля. В ходе наблюдения собирают и обрабатывают данные об объекте контроля, которые имеются у органа внутреннего государственного (муниципального) финконтроля. Данные, которые размещены в информационных системах, общедоступных источниках и сети Интернет, также будут использовать для выявления рисков и признаков нарушений.

Если в ходе наблюдения будут выявлены риски или признаки нарушений, объект контроля получит предостережение

Кто будет применять: Органы внутреннего государственного (муниципального) финконтроля

Контрольный мониторинг – взаимодействие Федерального казначейства с объектом контроля в электронной форме для своевременного, качественного и эффективного управления процессами администрирования госфинансов. Осуществлять его будут при добровольном заключении соглашения между Федеральным казначейством и объектом контроля.

Порядок и условия его проведения, а также типовые требования к соглашениям по вопросам взаимодействия Федерального казначейства с объектами контроля определят Правительство и Минфин

Законопроект вступит в силу со дня его официального опубликования. При этом положения в части контрольного мониторинга будут действовать только с 1 января 2025 года.

Документ: Проект Федерального закона от 18.01.2024 № 532893-8
Вносится Правительством Российской Федерации
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации

Статья 1
Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2013, № 31, ст. 4191; 2016, № 1, ст. 26; 2018, № 30, ст. 4557; 2019, № 30, ст. 4101; 2020, № 14, ст. 2001; 2021, № 27, ст. 5072; № 49, ст. 8148; 2023, № 16, ст. 2765) следующие изменения:
1) абзац двенадцатый пункта 1 статьи 1661 после слов "казначейских платежей" дополнить словами "(далее - казначейский мониторинг)";
2) в статье 24213-1:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 24213-1. Казначейский мониторинг";
б) в пункте 1 слово "бюджетный" заменить словом "казначейский";
в) в пункте 2 слово "бюджетного" заменить словом "казначейского";
г) в пункте 4 слово "бюджетного" заменить словом "казначейского";
3) в статье 265:
а) пункт 2 после слова "контрольной" дополнить словами
"и экспертно-аналитической";
б) пункт 3 после слова "контрольной" дополнить словами
"и экспертно-аналитической";
4) в статье 2671:
а) пункт 1 дополнить словом ", анализ";
б) в пункте 4 слово "анализ" заменить словом "изучение";
в) дополнить пунктами 6 - 10 следующего содержания:
"6. Под анализом в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета и деятельности объекта контроля (группы объектов контроля), систематизация результатов исследования, а также причин и последствий нарушений (недостатков), выявленных в пределах компетенции органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Результаты анализа оформляются заключением.
7. Методами осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля помимо методов, указанных
в пункте 1 настоящей статьи, являются наблюдение, бюджетный мониторинг в системе внутреннего государственного финансового контроля (далее - контрольный мониторинг).
8. Под наблюдением в целях осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля понимается сбор и обработка данных об объекте контроля, имеющихся у органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля,
в том числе данных, поступающих в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а также содержащихся в государственных и муниципальных информационных системах, данных из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных общедоступных данных, для выявления рисков и признаков нарушений.
В ходе наблюдения оформляются предостережения в установленных статьей 2702 настоящего Кодекса случаях.
9. Под контрольным мониторингом в целях осуществления внутреннего государственного финансового контроля понимается взаимодействие Федерального казначейства и объекта контроля, направленное на обеспечение выполнения объектом контроля положений правовых актов, в том числе требований и рекомендаций
по их соблюдению, условий договоров (соглашений), в рамках полномочий, определенных пунктом 1 статьи 2692 настоящего Кодекса (далее - предмет контрольного мониторинга), и осуществляемое
в электронной форме с использованием информационных систем
в соответствии с законодательством Российской Федерации
об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.
Контрольный мониторинг осуществляется в порядке и случаях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В ходе проведения контрольного мониторинга Федеральным казначейством составляются мотивированные мнения.
Федеральным казначейством не осуществляются иные методы государственного (муниципального) финансового контроля (проверки, ревизии, анализ, обследование, наблюдение) в отношении предмета контрольного мониторинга за период, в котором в отношении объекта контроля проводится (проведен) контрольный мониторинг,
за исключением следующих случаев:
досрочное прекращение контрольного мониторинга;
невыполнение объектом контроля мотивированного мнения (мотивированных мнений) Федерального казначейства;
поступление поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации о проведении контрольных мероприятий.
10. Встречные проверки проводятся в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных с деятельностью объекта контроля:
органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в рамках проведения ими анализа;
Федеральным казначейством в рамках проведения им контрольного мониторинга.
В случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в ходе анализа органом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля может проводиться изучение финансовых и хозяйственных операций объекта контроля в целях выявления (подтверждения) нарушений в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.";
5) в статье 2692:
а) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:
"анализ финансово-хозяйственной деятельности (отдельных
ее направлений) объектов контроля (группы объектов контроля);
анализ обоснованности показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
анализ положений нормативных правовых актов и муниципальных правовых актов, обусловливающих расходные обязательства.";
б) в пункте 2:
в абзаце втором слова "и обследования" заменить словами
", обследования, наблюдение, анализ, контрольный мониторинг в ходе осуществления указанными органами в установленном порядке контрольной и экспертно-аналитической деятельности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи";
абзац третий после слова "заключения," дополнить словами "рекомендации, предостережения, мотивированные мнения,";
в абзаце шестом слова "и обследований" заменить словами
", обследований, анализа, контрольного мониторинга";
в) в пункте 3:
абзац первый дополнить словами ", если иное не предусмотрено статьей 2671 настоящего Кодекса";
в абзаце пятом слова "и обследований" заменить словами
", обследований, наблюдений, анализа";
в абзаце шестом слова "и обследований" заменить словами
", обследований, анализа, а также проведения наблюдений";
6) пункт 1 статьи 2693 после слова "обследование" дополнить словами ", наблюдение, анализ, контрольный мониторинг";
7) в статье 2702:
а) наименование изложить в следующей редакции:
"Статья 2702. Представления, предписания, предостережения, рекомендации, мотивированные мнения органов государственного (муниципального)
финансового контроля";

б) дополнить пунктами 6 - 8 следующего содержания:
"6. Под предостережением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля в случае установления при проведении наблюдения
в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля сведений (информации)
о выявленных рисках, признаках нарушений и об отсутствии подтвержденных данных о совершенных нарушениях и (или) причиненном ущербе публично-правовому образованию, содержащий предложения
о недопустимости нарушений (об устранении рисков, признаков нарушений и их недопущении).
Предостережение может содержать требование о представлении объектом контроля сведений и документов.
7. Под рекомендациями понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, составленный по результатам анализа и содержащий выводы и предложения по повышению эффективности (результативности) осуществления финансово-хозяйственной деятельности (отдельных направлений деятельности) объекта контроля и (или) информацию о причинах и последствиях нарушений (недостатков) и (или) о признаках возможных нарушений и рисках их совершения, направляемый объекту контроля в целях принятия мер, направленных на соблюдение соответствующих требований законодательства Российской Федерации, иных документов по организации финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля, а также на устранение рисков, признаков нарушений и их недопущение.
В случаях, установленных федеральными стандартами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляют копии рекомендаций главным администраторам бюджетных средств, органам исполнительной власти (органам местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя, иным органам и организациям.
8. Под мотивированным мнением понимается документ Федерального казначейства, направляемый объекту контроля
при проведении контрольного мониторинга и содержащий позицию Федерального казначейства по предмету контрольного мониторинга.";
8) в абзаце третьем пункта 5 статьи 3062 слова "проводилась проверка (ревизия)" заменить словами "проводились проверка (ревизия), анализ".
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения пунктов 1 и 2, абзацев четвертого (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля), седьмого - тринадцатого и шестнадцатого подпункта "в" пункта 4, абзацев второго (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля), третьего (в части мотивированного мнения органов государственного (муниципального) финансового контроля) и четвертого (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля) подпункта "б", абзаца второго подпункта "в" пункта 5, пункта 6 (в части бюджетного мониторинга в системе внутреннего государственного финансового контроля), абзаца второго подпункта "а" (в части мотивированного мнения органов государственного (муниципального) финансового контроля) и абзаца шестого подпункта "б" пункта 7 статьи 1 настоящего Федерального закона применяются начиная с 1 января 2025 года.

Президент
Российской Федерации