Новости__

Заказчик может изменить количество этапов исполнения контракта на выполнение строительных работ

При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом №44-ФЗ. В 2023 году при возникновении в ходе исполнения контрактов, предметом которых является выполнение работ по: - строительству; - реконструкции; - капитальному ремонту; - сносу объекта капитального строительства; - сохранению объектов культурного наследия, независящих об сторон обстоятельств, влекущих невозможность их исполнения, допускаются изменения существенных условий таких контрактов. Постановление Правительства РФ от 16.04.2022 №680. В частности подпунктами «г» и «е» пункта 1 постановления №680 предусмотрена возможность изменения: - отдельных этапов исполнения контракта, в том числе наименования, состава, объемов и видов работ, цены отдельного этапа исполнения контракта; - порядка приемки и оплаты отдельного этапа исполнения контракта, результатов выполненных работ. Учитывая, что указанный перечень изменений этапов исполнения контрактов не является исчерпывающим, допускается изменение также и количества отдельных этапов исполнения контракта. Позиция изложена в письме Минфина РФ от 14.06.2022 №24-06-08/56085. Постановление №680 регулирует изменение существенных условий только государственных и муниципальных контрактов. Существенные условия контрактов, которые нельзя изменить по указанному основанию, можно изменить по части 65.1 статьи 112 Закона №44-ФЗ. Часть 2 статьи 34 Закона №44-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 12.07.2022 №24-01-07/66840
Письмо Минфина России от 12 июля 2022 г. N 24-01-07/66840 “Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году”

В связи с поступающими вопросами о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия" (далее соответственно - Закон N 44-ФЗ, Постановление N 680) Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, руководствуясь пунктом 4.6.1 Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), утвержденного приказом Минфина России от 29 мая 2017 г. № 389 "Об утверждении Положения о Департаменте бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации", сообщает следующее.

Положения пункта 11 части 1 статьи 18 Федерального закона от 8 марта 2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и изданного в его реализацию Постановления N 680 касаются вопросов изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Следовательно, на основании Постановления N 680, изданного в реализацию указанного пункта 11, не могут быть изменены существенные условия заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ контрактов, не являющихся государственными и муниципальными контрактами (то есть заключенных заказчиками, не являющимися государственными и муниципальными заказчиками).

Следует отметить, что в соответствии с положениями части 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ допускается изменение по соглашению сторон существенных условий любого контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при его исполнении возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.

В этой связи в отношении контрактов, существенные условия которых не могут быть изменены в соответствии с Постановлением N 680 в связи с тем, что они не являются государственными и муниципальными контрактами, может быть рассмотрен вопрос об изменении их существенных условий на основании положений части 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ.

В частности, существенные условия контракта, заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, могут быть изменены в соответствии с положениями части 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие решений и издание актов высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

Учитывая, что положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в части 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта, у высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации также имеется возможность предусмотреть условия применения такого решения, аналогичные соответствующим положениям (основанные на соответствующих положениях) Постановления N 680.

Аналогичный подход может быть применен при принятии местной администрацией решения, предусмотренного частью 651 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, в отношении контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд.

Настоящее письмо не является правовым актом и носит информационный характер.

Директор Департамента Т.П. Демидова
2023-10-24 13:47