1. Суть решения УФАС
Санкт-Петербургское УФАС в решении от 21.04.2025 № 44-880/25 признало незаконным отказ заказчика учитывать опыт участника закупки на организацию экскурсий из-за несовпадения кодов ОКПД2 в ранее исполненных контрактах.
Заказчик не засчитал баллы за квалификацию, ссылаясь на различия в кодах классификатора.
УФАС указало, что код ОКПД2 не является критерием сопоставимости опыта, так как один вид услуг может кодироваться по-разному. Например, услуги по проведению экскурсий могут относиться к группировкам 79.90.2 (туристические услуги) или 91.01.1 (организация культурных мероприятий), но по сути быть идентичными .
УФАС указало, что код ОКПД2 не является критерием сопоставимости опыта, так как один вид услуг может кодироваться по-разному. Например, услуги по проведению экскурсий могут относиться к группировкам 79.90.2 (туристические услуги) или 91.01.1 (организация культурных мероприятий), но по сути быть идентичными .
2. Правовые основания
Статья 48 Закона № 44-ФЗ требует от заказчика оценивать опыт участников на основе содержания договоров, а не формальных признаков.
П. 1 ч. 11 ст. 48 44-ФЗ прямо запрещает устанавливать требования, ограничивающие конкуренцию. УФАС отметило, что действия заказчика нарушили этот пункт, так как привели к необоснованному исключению поставщика.
Письмо ФАС России от 13.03.2019 № ИА/19176/19 подчеркивает: выбор кода ОКПД2 не должен влиять на способ определения поставщика.
П. 1 ч. 11 ст. 48 44-ФЗ прямо запрещает устанавливать требования, ограничивающие конкуренцию. УФАС отметило, что действия заказчика нарушили этот пункт, так как привели к необоснованному исключению поставщика.
Письмо ФАС России от 13.03.2019 № ИА/19176/19 подчеркивает: выбор кода ОКПД2 не должен влиять на способ определения поставщика.
3. Ключевые выводы УФАС
Содержание договора важнее кода. Заказчик обязан анализировать фактические работы/услуги, указанные в контрактах, а не сравнивать коды ОКПД2.
Классификатор допускает множественность кодов. Например, услуги по организации мероприятий могут кодироваться как 79.90.2 (туризм) или 93.29.1 (культурно-массовые услуги).
Формальный подход нарушает принципы конкуренции. Отказ учитывать опыт из-за кода ОКПД2 ограничивает участие малых компаний, особенно в сферах культуры, туризма и образования.
Классификатор допускает множественность кодов. Например, услуги по организации мероприятий могут кодироваться как 79.90.2 (туризм) или 93.29.1 (культурно-массовые услуги).
Формальный подход нарушает принципы конкуренции. Отказ учитывать опыт из-за кода ОКПД2 ограничивает участие малых компаний, особенно в сферах культуры, туризма и образования.
4. Последствия для заказчиков
- Риск отмены закупки. Если участник подаст жалобу в ФАС, процедура может быть признана недействительной, а заказчик — оштрафован на 50 тыс. руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).
- Обязанность пересмотреть критерии оценки. В документации необходимо указать, что сопоставление опыта проводится по содержанию договоров, а не кодам.
- Пример корректной формулировки:
«Для подтверждения опыта участник предоставляет договоры, в которых предмет соответствует объекту закупки. Код ОКПД2 в ранее исполненных контрактах может отличаться».
5. Рекомендации поставщикам
- Активно оспаривайте нарушения. Если заказчик дисквалифицирует заявку из-за кода ОКПД2, подавайте жалобу в УФАС, ссылаясь на решение № 44-880/25.
- Указывайте в заявке пояснения. При несовпадении кодов добавьте комментарий, например:
«Услуги по организации экскурсий, указанные в договоре от 2023 г., соответствуют предмету закупки, несмотря на код 79.90.2 вместо 93.29.1».
Нормативная база и примеры
- Решение Санкт-Петербургского УФАС № 44-880/25 — основной документ, запрещающий дисквалификацию из-за кодов ОКПД2.
- Обзор судебной практики ВС РФ подтверждает, что формальные критерии оценки противоречат принципам 44-ФЗ.
Этот прецедент особенно важен для секторов, где услуги часто пересекают несколько кодов (культура, туризм, IT). Заказчикам следует пересмотреть подходы к оценке заявок, чтобы избежать санкций и обеспечить честную конкуренцию.