Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

УФАС встал на защиту поставщика: код ОКПД2 не может быть основанием для дисквалификации в госзакупках

1. Суть решения УФАС

Санкт-Петербургское УФАС в решении от 21.04.2025 № 44-880/25 признало незаконным отказ заказчика учитывать опыт участника закупки на организацию экскурсий из-за несовпадения кодов ОКПД2 в ранее исполненных контрактах.
Заказчик не засчитал баллы за квалификацию, ссылаясь на различия в кодах классификатора.
УФАС указало, что код ОКПД2 не является критерием сопоставимости опыта, так как один вид услуг может кодироваться по-разному. Например, услуги по проведению экскурсий могут относиться к группировкам 79.90.2 (туристические услуги) или 91.01.1 (организация культурных мероприятий), но по сути быть идентичными .

2. Правовые основания

Статья 48 Закона № 44-ФЗ требует от заказчика оценивать опыт участников на основе содержания договоров, а не формальных признаков.
П. 1 ч. 11 ст. 48 44-ФЗ прямо запрещает устанавливать требования, ограничивающие конкуренцию. УФАС отметило, что действия заказчика нарушили этот пункт, так как привели к необоснованному исключению поставщика.
Письмо ФАС России от 13.03.2019 № ИА/19176/19 подчеркивает: выбор кода ОКПД2 не должен влиять на способ определения поставщика.

3. Ключевые выводы УФАС

Содержание договора важнее кода. Заказчик обязан анализировать фактические работы/услуги, указанные в контрактах, а не сравнивать коды ОКПД2.
Классификатор допускает множественность кодов. Например, услуги по организации мероприятий могут кодироваться как 79.90.2 (туризм) или 93.29.1 (культурно-массовые услуги).
Формальный подход нарушает принципы конкуренции. Отказ учитывать опыт из-за кода ОКПД2 ограничивает участие малых компаний, особенно в сферах культуры, туризма и образования.

4. Последствия для заказчиков

  • Риск отмены закупки. Если участник подаст жалобу в ФАС, процедура может быть признана недействительной, а заказчик — оштрафован на 50 тыс. руб. (ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ).
  • Обязанность пересмотреть критерии оценки. В документации необходимо указать, что сопоставление опыта проводится по содержанию договоров, а не кодам.
  • Пример корректной формулировки:
«Для подтверждения опыта участник предоставляет договоры, в которых предмет соответствует объекту закупки. Код ОКПД2 в ранее исполненных контрактах может отличаться».

5. Рекомендации поставщикам

  • Активно оспаривайте нарушения. Если заказчик дисквалифицирует заявку из-за кода ОКПД2, подавайте жалобу в УФАС, ссылаясь на решение № 44-880/25.
  • Указывайте в заявке пояснения. При несовпадении кодов добавьте комментарий, например:
«Услуги по организации экскурсий, указанные в договоре от 2023 г., соответствуют предмету закупки, несмотря на код 79.90.2 вместо 93.29.1».

Нормативная база и примеры

  • Решение Санкт-Петербургского УФАС № 44-880/25 — основной документ, запрещающий дисквалификацию из-за кодов ОКПД2.
  • Обзор судебной практики ВС РФ подтверждает, что формальные критерии оценки противоречат принципам 44-ФЗ.
Этот прецедент особенно важен для секторов, где услуги часто пересекают несколько кодов (культура, туризм, IT). Заказчикам следует пересмотреть подходы к оценке заявок, чтобы избежать санкций и обеспечить честную конкуренцию.