Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Контролеры поддержали заказчика, который отклонил заявку без доверенности

Участник закупки посчитал, что его заявку отклонили необоснованно и подал жалобу. Контрольный орган выявил, что в составе заявки участника отсутствует МЧД. Заказчик отклонил заявку по пункту 1 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ. Контролеры отметили, что с сентября 2024 года подписывать электронные документы в ЕИС можно только с использованием машиночитаемой доверенности. Исключение — руководитель организации. Заявку подал и подписал представитель участника, а не руководитель. Комиссия поддержала заказчика, а жалобу признали необоснованной.
решение Санкт-Петербургского УФАС от 16.09.2024 по делу № 44-3393/24
Решение по жалобе № 202400114959014404



ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи» Минздрава России

ул. Бронницкая, д. 9,

Санкт-Петербург, 190013



ООО «РТС-тендер»

наб. Тараса Шевченко, д. 23А,

Москва, 121151

факс: +7 (495) 7339519



ООО «ЕКАТЕРИНА»

ул. Софийская, д. 8, к. 5, лит. Б, пом. 4-Н,

Санкт-Петербург, 192236











РЕШЕНИЕ

по делу № 44-3393/24
о нарушении законодательства о контрактной системе



16.09.2024 Санкт-Петербург



Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:



при участии представителя ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи» Минздрава России (далее – Заказчик):

в отсутствие представителей ООО «ЕКАТЕРИНА» (далее – Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,

рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя
(вх. № 23181/24 от 11.09.2024) на действия комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона
на поставку хозяйственных товаров (лот 2) (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон
о контрактной системе),



УСТАНОВИЛА:



Извещение о проведении аукциона размещено 02.09.2024
на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100047624000155. Начальная (максимальная) цена контракта – 352 172, 76 рублей.

В жалобе Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся
в необоснованном отклонении заявки Заявителя.

Заказчик с доводами Заявителя не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные
в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе,
не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении
об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.

Пунктами 1-8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что
при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:

- непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных
п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;

- непредставления информации и документов, предусмотренных
п.п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении
об осуществлении закупки;

- несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 настоящего Федерального закона;

- предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми
в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона);

- непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);

- выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки
и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации
в соответствии с указанным пунктом;

- предусмотренных ч. 6 ст. 45 настоящего Федерального закона;

- выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие
в закупке.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную п.п. 1, 2, 4 - 7 ч. 17 ст. 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.

В силу п. 1 ч. 6 ст. 49 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента получения направленного
в соответствии с п. 2 ч. 5 настоящей статьи протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещает в единой информационной системе и на электронной площадке - протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.09.2024 №ИЭА1, заявка Заявителя была отклонена
по следующим основаниям:

«Несоответствие информации и документов требованиям, предусмотренным извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона № 44-ФЗ) (Отклонение по п. 1 ч. 12. ст. 48 Закона № 44-ФЗ) 1. В составе заявки на участие
в закупке отсутствует машиночитаемая доверенность (МЧД) с правом действовать от имени участника закупки».

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В рамках указанных отношений, в соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона
о контрактной системе, допускается обмен электронными документами, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Указанные заявки и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при исполнении контрактов, должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Согласно ч. 2 ст. 5 Закона о контрактной системе, квалифицированные сертификаты ключей проверки электронных подписей, предназначенные
для использования участниками контрактной системы в сфере закупок, создаются и выдаются удостоверяющими центрами, получившими аккредитацию
на соответствие требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Закон об электронной подписи).

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17.2 Закона об электронной подписи, в случае использования квалифицированной электронной подписи при участии
в правоотношениях юридических лиц, применяется квалифицированная электронная подпись юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц (ФНС России), в установленном уполномоченным федеральным органом порядке с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также лица, уполномоченного действовать без доверенности (примечание: для общества с ограниченной ответственностью - генеральный директор).

Участники закупки имеют право выступать в отношениях, связанных
с проведением закупки, как непосредственно, так и через своих представителей. Полномочия представителей участников закупки подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с гражданским законодательством
(ч. 3 ст. 27 Закона о контрактной системе).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона об электронной подписи, в случае, если от имени юридического лица действует его представитель (физическое лицо, индивидуальный предприниматель или иное юридическое лицо), уполномоченный действовать от имени юридического лица на основании доверенности, выданной юридическим лицом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, электронный документ подписывается квалифицированной электронной подписью такого представителя юридического лица. Одновременно представляется доверенность от имени юридического лица. Данная доверенность, выданная в электронной форме от имени юридического лица, должна быть подписана квалифицированной электронной подписью, указанной в п. 1 ч. 1 ст. 17.2 Закона об электронной подписи. Кроме того, п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Закона об электронной подписи определено, что представление доверенности осуществляется посредством ее включения в пакет электронных документов.

Согласно ч. 1 ст. 17.5 Закона об электронной подписи, указанные
в ст.ст. 17.2, 17.3 Закона об электронной подписи доверенности оформляются
в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность представляется, в том числе, в электронной форме в машиночитаемом виде в соответствии с формами доверенностей, которые могут быть определены и размещены на официальных сайтах операторами государственных и муниципальных информационных систем, для использования в которых представляются документы.

Начиная с 01.09.2024 года подписание электронных документов
в ГИС ЕИС ЗАКУПКИ и на электронных площадках представителем организации (за исключением руководителя) допускается только на основании машиночитаемой доверенности в соответствии с требованиями Федерального закона
от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». Участник при подаче заявки должен убедиться, что им соблюдены все необходимые требования, в том числе, касающиеся использования квалифицированной электронной подписи.

Заявка от имени участника (ООО «ЕКАТЕРИНА») была подана и подписана его представителем - физическим лицом (Волковой А. В.), что подтверждается через функцию «Просмотр подписи» в электронной заявке участника. В составе заявки
на участие в закупке у представителя участника закупки отсутствует машиночитаемая доверенность с правом действовать от имени участника закупки, что подтверждается отсутствием соответствующих данных во вкладке «Просмотр подписи» и отдельным автоматическим указанием на это в рамках функционала электронной площадки.

Пп. а) п. 5 ч. 6 ст. 43 Закона о контрактной системе обязывает оператора электронной площадки осуществить возврат заявки подавшему ее участнику закупки в случае подачи заявки на участие в закупке с нарушением требований, предусмотренных частью 1 статьи 5 Закона о контрактной системе.

Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе, заявки и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью.

Следовательно, у оператора электронной площадки отсутствуют обязанность проверять наличие машиночитаемой доверенности у представителя участника и основания для возврата заявки, в случае отсутствия машиночитаемой доверенности.

В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу
на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, к жалобе не приложено надлежащих доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, в том числе, документов, подтверждающих наличие машиночитаемой доверенности у представителя участника закупки на момент подачи заявки.



Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,



РЕШИЛА:



Признать жалобу ООО «ЕКАТЕРИНА» необоснованной.