Участники закупки увидят извещение на закупку малого объема на площадке
Извещение, которое заказчик разместит в ЕИС, будет доступно и на электронной площадке. Правило общее для все электронных процедур. письмо Минфина от 12.02.2021 № 24-06-08/9591
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 февраля 2021 г. N 24-06-08/9591
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ЗАКУПОК
В связи с поступающими вопросами об осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закупка, Закон N 44-ФЗ), Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент) сообщает следующее.
Положения части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ) с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ, вступают в силу с 1 апреля 2021 г.
1. Об отнесении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, к электронным процедурам.
1.1. Закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, согласно положениям части 2.1 статьи 24 Закона N 44-ФЗ относятся к "электронным процедурам".
Согласно положениям пункта 4 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорной компании, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно части 5 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) и аккредитованный на электронной площадке, вправе участвовать во всех электронных процедурах, проводимых на электронной площадке в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, все участники закупок, зарегистрированные в ЕИС, вправе в установленном порядке участвовать в закупках товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
1.2. Согласно части 9 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки не вправе подавать заявки на участие в электронных процедурах за три месяца до даты окончания срока своей регистрации в ЕИС.
Принимая во внимание, что согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предварительное предложение признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 указанной части, то выполнение такого действия с учетом требований части 9 статьи 24.2 Закона N 44-ФЗ перестает осуществляться оператором электронной площадки за три месяца до даты окончания срока регистрации участника закупки в ЕИС.
1.3. Согласно части 7 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения информации, связанной с проведением электронной процедуры, в ЕИС и на электронной площадке указанная информация должна быть доступна для ознакомления в ЕИС и на электронной площадке.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, размещенное в ЕИС, должно быть доступно для ознакомления и на электронной площадке.
1.4. Учитывая, что закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, относятся к "электронным процедурам":
такие закупки учитываются в рамках объемов, предусмотренных пунктом 27 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656;
оператор электронной площадки в соответствии с частью 4 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ вправе взимать плату за участие в таких электронных процедурах в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2018 г. N 564.
2. О предельном размере цены контракта при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Предельный максимальный размер цены контракта при осуществлении закупки составляет 3 млн. рублей. Предельный минимальный размер такой цены Законом N 44-ФЗ не установлен, в связи с чем не ограничен.
При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
3. О создании комиссии по осуществлению закупок при проведении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Пунктом 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что рассмотрение заявок осуществляет заказчик, поскольку в силу части 1 статьи 39 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) комиссия по осуществлению закупок заказчиком не создается.
4. О совместном определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Совместное определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться в соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ исключительно при проведении конкурсов и аукционов, в связи с чем совместное осуществление закупок товара у единственного поставщика в электронной форме не предусмотрено.
5. О формировании участником закупки нескольких предварительных предложений о поставке товаров.
Согласно пунктам 1 и 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ участник закупки:
формирует предварительное предложение о поставке товаров, из состава которого оператор электронной площадки впоследствии направляет конкретные заявки участника закупки различным заказчикам;
вправе внести в предварительное предложение изменения, которые применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.
Таким образом, положениями части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусматривается формирование одного предварительного предложения в отношении нескольких товаров, предлагаемых участником закупки к поставкам, в которое участник закупки вправе вносить изменения при необходимости.
Формирование нескольких предварительных предложений положениями части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено и не требуется по существу для реализации механизма осуществления таких закупок.
6. Об изменении, продлении срока, отзыве предварительного предложения.
6.1. В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ участник закупки вправе сформировать на электронной площадке предварительное предложение, срок действия которого не может составлять более одного месяца с даты его размещения на электронной площадке. Участник закупки вправе продлить срок действия такого предложения или отозвать его в любой момент до направления оператором электронной площадки заявки заказчику.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 указанной части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения (то есть, в том числе в отношении информации, предусмотренной вышеуказанным подпунктом "и" пункта 1).
Учитывая изложенное:
продление и отзыв предварительного предложения являются различными (не одновременными и не тождественными) действиями, влекущими различные последствия;
продление предварительного предложения осуществляется путем внесения в него соответствующих изменений в части срока его действия, предусмотренного подпунктом "и" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ;
участник закупки вправе продлить срок действия предварительного предложения в любой момент до его истечения;
срок, на который осуществляется такое продление, не может превышать одного месяца (может в том числе составлять менее одного месяца) с тем, чтобы срок действия предварительного предложения с учетом такого продления не превышал одного месяца с даты размещения на электронной площадке соответствующего изменения в предварительное предложение, предусматривающего такое продление;
участник закупки вправе внести изменения в предварительное предложение предложения в любой момент до истечения его срока действия. Такие изменения станут применяться к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены после размещения таких изменений.
6.2. По вопросу исчисления вышеуказанного одного месяца Департамент, учитывая положения части 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ, сообщает, что согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число.
При определении окончания указанного числа месяца Департамент считает, что применимой является часовая зона участника закупки, осуществившего размещение предварительного предложения, поскольку такому участнику должен быть предоставлен вышеуказанный месяц в полном объеме.
Аналогичный подход предусмотрен в рамках разработанного Минфином России проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" ("оптимизационный законопроект").
7. Об указании участником закупки в одном предварительном предложении различных товаров, а также об указании заказчиком в одном извещении об осуществлении закупки нескольких товаров, обладающих различными значениями начальных цен за единицу, нескольких мест поставки.
Пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ предусмотрено формирование участником закупки на электронной площадке своего предварительного предложения о поставке товаров (в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках), из состава которого оператор электронной площадки впоследствии в автоматическом режиме направит конкретное предложение (конкретную заявку) участника закупки заказчику, разместившему извещение об осуществлении конкретной закупки (множество различных заявок заказчикам, разместившим множество извещений об осуществлении закупок).
Учитывая изложенную конструкцию, а также предусмотренную частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ конструкцию автоматического сравнения и выявления оператором электронной площадки не более пяти заявок по критерию наилучшей цены за единицу товара (а не иной какой-либо стоимостной совокупной величины), положения указанной части предусматривают:
возможность указания участником закупки в своем предварительном предложении несколько товаров, предлагаемых к поставкам (подпункт "а" пункта 1), множество мест их поставки (подпункт "з" пункта 1), различное количество товара в разрезе нескольких мест поставки (подпункт "ж" пункта 1), а также различные цены за единицу товара и различные сроки поставки в разрезе различного количества и различных мест поставки (подпункты "е" и "л" пункта 1);
обязанность заказчика при размещении извещения об осуществлении закупки указать одно наименование товара с одной начальной ценой за единицу товара, одним сроком и местом поставки (подпункт "в" пункта 3).
При этом вышеуказанные положения не предусматривают указания различных цен в отношении одного и того же места поставки, поскольку различные цены указываются в разрезе различных мест поставки.
Реализация изложенной конструкции предполагает принцип "множественности" товара (срока и мест его предлагаемой поставки по соответствующей цене за единицу товара) на стороне участника закупки и отсутствие такой "множественности" на стороне заказчика в целях обеспечения автоматизированного сравнения конкретных заявок, направленных из состава предварительных предложений разных участников закупки, с конкретной потребностью заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Указанный принцип "множественности" на стороне участника закупки обусловлен предварительным характером его предложения, поскольку ему заранее не известно, в ответ на какие именно извещения об осуществлении закупок (каких именно заказчиков, с каким количеством закупаемого товара, сроком и местом поставки товара) оператором электронной площадки автоматически будут направлены заявки от имени такого участника закупки из состава его предварительного предложения.
В этой связи участнику закупки предоставляется возможность указать в предварительном предложении различные товары, а также указать в отношении таких товаров (в том числе, по необходимости отдельно в отношении каждого из них) несколько вариантов цены за единицу товара и срока поставки в зависимости от возможного места поставки и количества в соответствующем месте поставки.
При этом неуказание срока (сроков) в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ означает согласие участника закупки со сроком, указанным заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Одновременно следует отметить, что указанный принцип "множественности" на стороне заказчика (так называемая "корзина") не может быть внедрен без его предварительной проработки и соответствующего нормативного закрепления, поскольку может привести к существенному ограничению количества участников закупки, не разместивших в составе предварительного предложения "комплект" различного товара, который может быть указан заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
8. Об обеспечении конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.
Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ не содержит специальных положений по вопросу обеспечения конфиденциальности информации, формируемой участником закупки в составе предварительного предложения.
Вопрос о специальном правовом регулировании в отношении обеспечения конфиденциальности такой информации в рамках требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 части 2 статьи 24.1 Закона N 44-ФЗ, будет рассмотрен Департаментом дополнительно.
9. Об отборе заявок оператором электронной площадки.
Согласно подпунктам "а" и "г" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ в течение одного часа с момента размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с использованием электронной площадки:
определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не более пяти заявок на участие в закупке, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктами "в" (то есть, в том числе в части количества товара, требуемого заказчику) и "е" пункта 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, и содержащих наименьшие цены за единицу товара. При этом при определении таких заявок не учитываются заявки участников закупки, у которых отсутствует не заблокированное в соответствии с подпунктом "г" пункта 5 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ количество товара в размере количества закупаемого товара, предусмотренного в извещении об осуществлении закупки;
в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества товара оператор электронной площадки блокирует количество товара, указанное в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена заказчику, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки количества закупаемого товара.
Заявка отбирается (в части цены за единицу товара и срока поставки) оператором электронной площадки, если:
минимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении, не превышает срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки;
срок поставки товара, установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки, не превышает максимальный (при его указании) срок поставки товара, указанный участником закупки в предварительном предложении;
цена единицы товара, указанная участником закупки в предварительном предложении, должна быть не более начальной цены единицы товара, установленной заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, оператор электронной площадки отбирает заявки, количество товара в которых соответствует требованиям заказчика и при этом не заблокировано по ранее направленным заявкам - то есть отбирает заявки, содержащие "достаточное" "доступное" количество товара в размере не менее количества, указанного в извещении об осуществлении закупки.
При этом механизм "блокировки количества" осуществляется исключительно в случае указания участником закупки в предварительном предложении максимального количества. В случае неуказания максимального количества (указания только минимального количества), механизм "блокировки" не применяется.
10. О количестве направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок.
Согласно пункту 2 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ размещение предварительного предложения (то есть одного) означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам (то есть различным) предложений (то есть множества) о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок.
Таким образом, количество направляемых в установленном порядке оператором электронной площадки заказчикам заявок (из состава предварительного предложения) ограничивается исключительно доступным количеством товара (не заблокированным в установленном порядке и соответствующим потребности заказчика, указанной в извещении об осуществлении закупки).
11. О подписании усиленной электронной подписью заявок, направляемых оператором электронной площадки.
Требования к подписанию усиленной электронной подписью установлены в отношении предварительного предложения (пункт 1 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), извещения об осуществлении закупки (пункт 3 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ), протокола подведения итогов определения поставщика (подпункт "в" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ).
При этом требование к подписанию заявки, направляемой оператором электронной площадки из состава ранее подписанного участником закупки предварительного предложения, Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ не установлено.
12. О присвоении каждой заявке на участие в закупке порядкового номера.
Согласно подпункту "б" пункта 6 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заказчик присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ.
Учитывая, что иного не определено, подлежат применению соответствующие подзаконные акты, принятые в соответствии со статьей 14 Закона N 44-ФЗ, с учетом требований, непосредственно установленных такими актами.
При этом следует учесть, что частью 7 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 249-ФЗ установлены случаи, при которых положения указанной статьи не применяются.
Согласно пункту 4 приказа Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" приказ применяется исключительно при проведении конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), к числу которых закупки у единственного (подрядчика, исполнителя), предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, не относятся, в связи с чем приказ при осуществлении таких закупок не применяется.
13. О заключении контракта с участниками закупки.
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ заключение контракта осуществляется с участником закупки, заявке которого присвоен первый номер (порядок рассмотрения заявок и присвоения номеров установлен в пункте 6 указанной части), в связи с чем контракт заключается с участником закупки, заявка которого не отклонена в соответствии с пунктом 6 указанной части, в том числе если такая заявка является единственной в связи с отклонением иных заявок.
Следует отметить, что указанное не касается случая наличия менее двух заявок, указанного в пункте 8 части 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
14. Об электронном взаимодействии операторов электронных площадок с ЕИС.
В соответствии с частью 13 статьи 93 Закона 44-ФЗ при осуществлении закупок, предусмотренных частью 12 статьи Закона N 44-ФЗ, размещение предварительных предложений на всех электронных площадках обеспечивается операторами электронной площадки посредством информационного взаимодействия с ЕИС.
В целях реализации указанных положений подлежит разработке и утверждению нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, устанавливающий требования к такому информационному взаимодействию. Такой акт в настоящее время не издан.
С учетом части 4 статьи 2 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" указанные положения части 13 статьи 93 Закона N 44-ФЗ не подлежат применению до 1 октября 2021 года.
15. О внесении изменений в предварительное предложение в случае в случае внесения изменений в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог).
В настоящее время постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не содержит специальных положений по указанному вопросу.
Вместе с тем, учитывая обязательность использования позиции каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения, в случае внесения изменений в соответствующую позицию заказчик станет использовать измененную позицию каталога, в связи с чем предварительные предложения должны учитывать такие внесенные изменения.
Департамент в настоящее время рассматривает вопрос о разработке изменений в вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, определяющих порядок действий участников контрактной системы в рассматриваемом случае.