То есть, если в контракте предусмотрена выплата аванса, то система позволит провести такой платеж, а также разместить информацию о нем в реестре контрактов. Если в информации о контракте в реестре контрактов не установлен признак и не указан размер авансового платежа, то заказчик не сможет указать информацию об авансе в реестре контрактов.
Письмо Минфина России от 12 апреля 2023 г. № 24-06-06/32815
“О рассмотрении обращения”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка установления аванса в отношении этапа исполнения контракта, с учетом пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
При этом возможность установления различного размера аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
Следует отметить, что согласно статье 2151 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих исполнение бюджета, могут быть предусмотрены требования о размере и порядке установления авансовых платежей при заключении государственных и муниципальных контрактов.
Так, например, в соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета", получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими государственных контрактах авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены абзацами вторым - седьмым указанного пункта, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке на соответствующие цели при включении в них условия о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтвержденных в соответствии с установленным Минфином России порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и:
общей суммой ранее выплаченного авансового платежа (в случае, если государственный контракт не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно);
суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного государственным контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в случае, если государственный контракт содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).
Информация о заключенном контракте размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в порядке, предусмотренном статьей 103 Закона N 44-ФЗ, и в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденными Постановлением N 601 (далее - Реестр контрактов, Правила).
Так, согласно подпункту "и" пункта 10 Правил в Реестр контрактов в соответствии с данными Правилами подлежат включению информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе информация о цене контракта, включая размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), размер аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса).
Таким образом, в случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, то в Реестре контрактов указывается размер аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента цены соответствующего этапа.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 11 Правил в Реестр контрактов подлежат включению информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а именно:
платежный документ в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
сумма оплаты контракта в соответствии с платежным документом.
Учитывая изложенное, в случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в Реестр контрактов включается платежный документ, подтверждающий оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса.
При этом предоставление одного платежного документа, подтверждающего выплату аванса по всем этапам контракта, не противоречит положениям Правил.
Таким образом, включаемые в Реестр контрактов информация и документы определены статьей 103 Закона N 44-ФЗ и Правилами.
Дополнительно Департамент отмечает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 442 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также согласно части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ Федеральное казначейство ведет Реестр контрактов, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросам, указанным в обращении, Департамент по регулированию контрактной системы вправе обратиться в Федеральное казначейство.
Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев
------------------------------
1 Постанёовление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 60).
“О рассмотрении обращения”
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части порядка установления аванса в отношении этапа исполнения контракта, с учетом пунктов 118 и 125 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.
При этом возможность установления различного размера аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.
Следует отметить, что согласно статье 2151 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Таким образом, в соответствующих нормативных правовых актах, регламентирующих исполнение бюджета, могут быть предусмотрены требования о размере и порядке установления авансовых платежей при заключении государственных и муниципальных контрактов.
Так, например, в соответствии с подпунктом "а" пункта 18 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2017 N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета", получатели средств федерального бюджета вправе предусматривать в заключаемых ими государственных контрактах авансовые платежи в размере и порядке, которые установлены абзацами вторым - седьмым указанного пункта, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, доведенных до них в установленном порядке на соответствующие цели при включении в них условия о последующих после выплаты аванса платежах в размере, не превышающем разницу между стоимостью фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтвержденных в соответствии с установленным Минфином России порядком санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, и:
общей суммой ранее выплаченного авансового платежа (в случае, если государственный контракт не содержит этапы его исполнения либо выполнение указанных этапов осуществляется последовательно);
суммой, рассчитанной как произведение размера предусмотренного государственным контрактом авансового платежа в процентном выражении и стоимости фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг (в случае, если государственный контракт содержит этапы его исполнения, сроки выполнения которых полностью или частично совпадают).
Информация о заключенном контракте размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками, в порядке, предусмотренном статьей 103 Закона N 44-ФЗ, и в соответствии с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, утвержденными Постановлением N 601 (далее - Реестр контрактов, Правила).
Так, согласно подпункту "и" пункта 10 Правил в Реестр контрактов в соответствии с данными Правилами подлежат включению информация и документы о контракте, заключенном в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе информация о цене контракта, включая размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), размер аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента цены соответствующего этапа (если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса).
Таким образом, в случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, то в Реестре контрактов указывается размер аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента цены соответствующего этапа.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 11 Правил в Реестр контрактов подлежат включению информация и документы об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе об уплате заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса, а также оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а именно:
платежный документ в форме электронного документа или в форме электронного образа бумажного документа, его реквизиты;
сумма оплаты контракта в соответствии с платежным документом.
Учитывая изложенное, в случае если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в Реестр контрактов включается платежный документ, подтверждающий оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) аванса.
При этом предоставление одного платежного документа, подтверждающего выплату аванса по всем этапам контракта, не противоречит положениям Правил.
Таким образом, включаемые в Реестр контрактов информация и документы определены статьей 103 Закона N 44-ФЗ и Правилами.
Дополнительно Департамент отмечает, что в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13.04.2017 № 442 Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), по созданию, развитию, ведению и обслуживанию ЕИС, а также согласно части 1 статьи 103 Закона N 44-ФЗ Федеральное казначейство ведет Реестр контрактов, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросам, указанным в обращении, Департамент по регулированию контрактной системы вправе обратиться в Федеральное казначейство.
Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев
------------------------------
1 Постанёовление Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 60).