Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Заказчик должен проверить актуальность норм

На основании описанной ситуации и решений УФАС, заказчик допустил два ключевых нарушения при подготовке закупки у единственного поставщика:

1. Использование устаревшей редакции требований к конфликту интересов

  • Пункт 9 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ был изменен Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ. В новой редакции:
  • — Уточнены критерии конфликта интересов (родственные связи, участие в управлении организацией-поставщиком и т.д.);
  • — Исключена общая формулировка о «конфликте интересов», которая ранее использовалась заказчиками.
  • Последствия: Заказчик не учел актуальные нормы, что привело к некорректному описанию требований в документации. Контролеры признали это нарушением, так как участники могли быть введены в заблуждение.

2. Отсутствие требования об исключении иностранных агентов

  • С 05.12.2022 в силу вступил Федеральный закон № 498-ФЗ, дополнивший п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ запретом на участие в закупках иностранных агентов.
  • Обязанность заказчика:
  • — Включать в документацию требование о том, что участник не является иностранным агентом;
  • — Проверять соответствие через реестр Минюста РФ.
  • Последствия: Игнорирование этого требования создало риск заключения контракта с недопустимым участником.

Почему контролеры не согласовали закупку?

  1. Некорректное обоснование выбора единственного поставщика:
  • Заказчик не подтвердил, что закупка соответствует основаниям из ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, п. 4, 5, 18 и др.).
  • Использование устаревших формулировок в документах могло свидетельствовать о формальном подходе к подготовке закупки.
  1. Нарушение принципа прозрачности:
  • Отсутствие актуальных требований лишило участников возможности объективно оценить свои шансы на участие.

Рекомендации заказчикам

Мониторинг изменений законодательства:
  • Обращать внимание на письма Минфина и ФАС (например, письмо ФАС № ДФ/87946/22).
Алгоритм подготовки документации:
  • Включать в извещение все единые требования из ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ, включая запрет на участие иностранных агентов.
  • Использовать шаблоны из ЕИС, чтобы избежать технических ошибок.
Проверка перед публикацией:
  • Сверять требования с актуальной редакцией закона на сайте zakupki.gov.ru.
  • Проводить внутренний аудит документации с привлечением юристов.

Последствия для заказчика

  • Административная ответственность: Штраф по ч. 3 ст. 7.30 КоАП РФ — до 50 тыс. руб. для должностных лиц и до 500 тыс. руб. для юрлиц .
  • Риск отмены закупки: Контракт может быть признан недействительным, если участник-иностранный агент успел заключить сделку.
  • Репутационные потери: Повторные нарушения увеличивают вероятность внеплановых проверок.

Вывод

Заказчикам критически важно регулярно обновлять знания о нормах 44-ФЗ и использовать только актуальные редакции законов. Игнорирование изменений, таких как запрет на участие иностранных агентов или уточнение требований к конфликту интересов, приводит к серьезным рискам, включая штрафы и срыв закупки. Для минимизации ошибок рекомендуется внедрить систему контроля изменений в документации