Правомерно указать в заявке нескольких производителей товара
Законом № 44-ФЗ и иными правовыми актами не установлен специальный запрет на указание в составе заявки нескольких производителей товара одной страны происхождения. Однако учтите, если из представленных сведений заказчик не сможет определить, какой товар и какой страны происхождения вы планируете поставить, заявку отклонят. решение Московского УФАС от 05.12.2023 № 077/06/106-17069/2023
Решение по жалобе № 202300132489024993
ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ
по г. Москве
Мясницкий проезд, д.4, стр. 1 107078, г. Москва, тел. (495) 784-75-05, факс (495) 607-49-29 факс (495) 607-42-92, е-таП: 1о77@Га8.еоу.ги
07.12.2023 № 52289/23
ГБУ «Жилищник района Отрадное»
к8-о1гадпое@тай.ги
ООО «Спецтехресурс»
8ре1еге8@уапдех.гн
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/06/106-17069/2023 о нарушении законодательства о контрактной системе 05.12.2023 г. Москва
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего — главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева,
ГБУ «Жилищник района Отрадное»: А.М. Слюсарева (по доверенности № 163 от 08.11.2023),
ООО «Спецтехресурс»: А.С. Рудакова (по доверенности № б/н от 01.12.2023), рассмотрев жалобу ООО «Спецтехресурс» (далее - Заявитель) на действия ГБУ «Жилищник района Отрадное» (далее — Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по изготовлению и поставке спецодежды для нужд ГБУ «Жилищник» районов СВАО (Закупка № 0373200017523001203) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),
111111111111111111111111III
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые документы посредством функционала Единой информационной системы.
Заявитель обжалует действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика, выразившиеся в неправомерном отклонении заявки Заявителя.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.11.2023 №ИЭА1 заявка ООО «Спецтехресурс» с идентификационным номером 244305 отклонена на следующем основании: «Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст.48 №44-ФЗ «Отклонить заявку на участие в закупке по п.8 ч.12 ст. 48 №44-ФЗ «Выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке» Заявка участника не соответствует требованиям, установленным п.14 ч. II информационной карты по проведению аукциона в электронной форме, а именно:
Заказчик по техническому заданию требует к поставке 20 наименований товаров, при этом участник в составе заявки прикладывает более 600 выписок из реестра Российской промышленности с разными техническими характеристиками, что не позволяет заказчику определить какой именно товар предлагает к поставке участник.».
Согласно ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и 2023-59373
размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона от 14.11.2023 №0373200017523001203 установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020г № 616 «Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее — постановление № 616).
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп.«м» - «п» п.1, пп.«а» - «в» п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом «д» п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 постановления №616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к постановлению №616 (далее — Перечень).
Согласно п.6 постановления №616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 10 постановления № 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что п.10 постановления №616 установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которая должна содержать заявка для подтверждения своего соответствия требованиям постановления №616.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с чч.3 и 4 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Комиссией Управления установлено, что в Приложении № 1 к Техническому заданию Заказчиком определен перечень необходимых к поставке товаров, в частности:
«Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий»; «Куртка форменная, мужская»; «Шапка форменная, мужская»; «Кепи форменная, мужская»; «Футболка форменная, мужская»; «Ботинки с высокими берцами форменные, мужские»; «Полуботинки форменные, мужские»; «Сапоги резиновые формовые»; «Фартук профессиональный».
Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в пп. 6 п. 14 Информационной карты по проведению аукциона в электронной форме в «Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе» установлено, что заявка на участие в данной закупочной процедуре должна содержать, в том числе: «Информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Информация и документы в соответствии с требованиями п. 10 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 К 616, а именно: указание (декларирование) участником в заявке номеров реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и/или единого реестра российской радиоэлектронной продукции и/или евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации (если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. К 719) и/или на территории государства - члена Евразийского экономического союза (если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. К 105).».
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом 2023-59373
отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки ООО «Спецтехресурс» представлены сведения о необходимых к поставке товарах: «Одежда специальная для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий»; «Куртка форменная, мужская»; «Шапка форменная, мужская»; «Кепи форменная, мужская»; «Футболка форменная, мужская»; «Ботинки с высокими берцами форменные, мужские»; «Полуботинки форменные, мужские»; «Сапоги резиновые формовые»; «Фартук профессиональный», а также представлено более 600 выписок из реестра российской промышленной продукции на предлагаемые к поставке товары, в частности по позиции «Фартук»:
№361\14\2023 - Фартук защитный для пищевой промышленности от воды, растворов кислот и щелочей (К80 Щ50), ПВХ, 120х80 см, тип Б;
№363\50\2023 - Фартук «ПРОТЕКТ-500»;
№361\1\2023 - Фартук-халат защитный от воды, растворов кислот и щелочей (К80 Щ50), ПВХ;
№291\95\2023 - Фартуки;
№105\9\2022 - Модель АД12. Фартук цельносиликовый сшивной;
№105\2\2022 - Модель АД13. Фартук;
№361\9\2023 - Фартук защитный от воды, растворов кислот и щелочей (К80 Щ50), 120х80 см, тип Б
№361\13\2023 - Фартук защитный от воды, растворов кислот и щелочей (К80 Щ50), 140х95 см, тип Б
№1051\114\2023 - Фартуки производственные и профессиональные и т.д.
Согласно пп.«а» п. 1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п.4 ч.4 ст.49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявки Заявителя предоставлено более 600 выписок из реестра, при этом из представленной информации не представляется возможным определить товар, 2023-59373
планируемый к поставке, а также определить подтверждающие страну происхождения предлагаемого Заявителем товара сведения.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что положения п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе указывает на необходимость представления в составе заявки документа, подтверждающего соответствие предлагаемого в заявке товара требованиям законодательства Российской Федерации.
Комиссия Управления отмечает, что участник закупки, представивший в составе заявки сведения из реестра в отношении предлагаемой к поставке продукции без возможности идентификации конкретной реестровой записи на конкретный предлагаемый товар, создает себе условия, при которых имеется возможность нивелировать правом поставить любой из товаров, содержащийся в реестре российских промышленных товаров, что приведет к необоснованному преимуществу данного участника закупки перед другими участниками, в то время как контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
При этом из заявки участника закупки не представляется возможным определить, какая именно из представленных выписок подтверждает страну происхождения того или иного предлагаемого товара, то есть фактически участником закупки не сформировано свое предложение в отношении объекта закупки, что также подтверждается доводами жалобы, согласно которым Заявитель указывает, что не имеет возможности на стадии подачи заявки определить, какой товар он сможет поставить при исполнении контракта в силу возможного отсутствия определенных товаров на рынке в момент поставки.
Согласно п.1 - 8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч.6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п.2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч. 1 ст.43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что у комиссии по осуществлению закупок Заказчика имелись основания для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе, ввиду чего решение об отклонении заявки Заявителя является правомерным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Спецтехресурс» на действия ГБУ «Жилищник района Отрадное» необоснованной.
2. Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) посредством функционала Единой информационной системы.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.