Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Основные особенности участия СМП и СОНКО в конкурсах на питание

Министерство финансов России уточнило, как малые и средние предприятия и социально ориентированные некоммерческие организации могут участвовать в конкурсах на закупку услуг питания, организуемых различными заказчиками. В письме Минфина разъясняется, что при выборе контрагентов оцениваются как стоимость, так и дополнительные критерии. Согласно постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604, максимальное количество баллов по критерию "квалификация участников закупки" присуждается тем, кто имеет наибольшее количество успешных контрактов и является высококвалифицированным специалистом. При этом в закупках услуг питания вес нестоимостных критериев может достигать 60%. Минфин подчеркивает, что такой подход к оценке заявок направлен на выбор наиболее квалифицированных исполнителей, предлагающих высококачественные услуги, а также на предоставление предпочтений участникам с более выгодными условиями. Согласно части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, заказчики обязаны выделять СМП и СОНО не менее 25% от общего объема закупок за год. Письмо Минфина России от 23.07.2024 № 01-06-13/24-68519
Письмо Минфина России от 23 июля 2024 г. № 01-06-13/24-68519 Об участии субъектов малого предпринимательства в закупках услуг общественного питания и пищевых продуктов для образовательных, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей

Вопрос

Об участии СМП в закупках услуг общественного питания и пищевых продуктов для образовательных, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, отдыха и оздоровления детей.

Ответ

В соответствии с письмом от 10.07.2024 Минфин России, рассмотрев обращение ООО и ООО по вопросу участия субъектов малого предпринимательства (далее - СМП) в государственных закупках на оказание услуг по общественному питанию и (или) поставку пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, сообщает следующее.

Как следует из обращения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 (далее - Постановление N 2604) условия не позволяют СМП участвовать и выигрывать конкурсы на обеспечение питанием учреждений здравоохранения, дошкольных и образовательных учреждений, так как изначально предполагают победу организаций-монополистов в данной сфере оказания услуг.

Частью 4 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.

Необходимо отметить, что критерии оценки заявок участников закупки, порядок такой оценки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, информация и документы, подтверждающие соответствующий опыт участника закупки, устанавливаются заказчиком самостоятельно с учетом требований Закона N 44-ФЗ и Постановления N 2604.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение), утвержденного Постановлением N 2406, при проведении конкурсов применяются не менее двух критериев, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения (цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги).

Таким образом, при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса оценка осуществляется на основании как стоимостных, так и нестоимостных критериев оценки.

Формулы оценки, предусмотренные пунктом 20 Положения и используемые в том числе для оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки", предусматривают оценку с учетом того, какое значение является для заказчика наилучшим (например, наибольший размер опыта), а также с учетом наличия или отсутствия предельного (предельных) минимального и (или) максимального значения (значений) показателя.

Заказчик самостоятельно выбирает формулу из числа предусмотренных пунктом 20 Положения.

Формулы, при которых заказчик не устанавливает предельное (предельные) значение (значения) (подпункты "а" и "б" пункта 20 Положения), предусматривают присвоение баллов исходя из нижеследующего:

- заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов;

- заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;

- иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями (экстремумы) исходя из цены деления, рассчитываемой (в рамках "правого компонента" каждой формулы) на основании предложенных участниками закупки наилучшего и наихудшего значений.

Подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее не известны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.

Таким образом, предусмотренный Положением порядок расчета по критерию "квалификация участников закупки" предполагает присвоение наибольшего количества баллов участнику закупки, имеющему наибольшее количество исполненных контрактов и, следовательно, являющемуся наиболее квалифицированным в соответствующей сфере.

Также необходимо отметить, что при осуществлении закупок услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, значимость нестоимостных критериев оценки может достигать 60%.

Приоритет нестоимостных критериев оценки при осуществлении указанных закупок введен в Постановление N 2604 во исполнение пункта 5 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 20.07.2021 N ММ-П43-9709, данного по итогам проверки деятельности Минпросвещения России, Роспотребнадзора, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций по вопросу реализации мероприятий по организации горячего питания.

Соответствующие меры направлены на обеспечение определения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) наиболее квалифицированного участника закупки, предлагающего заказчику наилучшие качественные характеристики закупаемых услуг, и позволяют отдать приоритет участнику закупки, предлагающему наиболее подходящие условия.

Вместе с тем довод о том, что положения Постановления N 2604 ограничивают участие СМП в закупках услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, представляется несостоятельным в силу того, что Законом N 44-ФЗ предусмотрено предоставление преимуществ при осуществлении закупок, в том числе СМП (часть 4 статьи 27 Закона N 44-ФЗ).

Так, в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25% совокупного годового объема закупок.

Таким образом, внесение предлагаемых изменений в Постановление N 2604 Минфином России не поддерживается.

А.М. Лавров