Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Установление требования о запрете привлекать третьих лиц без письменного согласования заказчика, противоречит закону

Анализ правомерности требования о запрете привлечения третьих лиц без согласования с заказчиком

Рассмотрев вопрос через призму законодательства и судебной практики, можно сделать следующие выводы:

1. Правовые основания для установления требований к участникам закупки

Согласно Закону №223-ФЗ, заказчик вправе устанавливать требования только к участникам закупки, а не к их субподрядчикам или третьим лицам. Это подтверждается позицией ФАС России, которая неоднократно указывала на недопустимость избыточных условий, не связанных с предметом закупки 7. Например, требование к участнику иметь определенный персонал или оборудование может быть признано незаконным, если не доказана их прямая необходимость для исполнения договора.

2. Нарушение принципа свободы договора

Условие о запрете привлечения третьих лиц без согласования с заказчиком противоречит ст. 421 ГК РФ, закрепляющей принцип свободы договора. Исполнитель вправе самостоятельно определять структуру исполнения обязательств, включая выбор субподрядчиков, если иное не предусмотрено договором или законом. Например, в одном из решений суды указали, что ограничение права на привлечение третьих лиц создает необоснованные барьеры для исполнения договора.

3. Злоупотребление правом со стороны заказчика

Требование согласовывать третьих лиц может использоваться для контроля над исполнителем, что нарушает баланс интересов. Как отмечалось в судебной практике, такие условия часто ведут к затягиванию процесса исполнения договора и создают риски злоупотреблений. Например, в деле №А60-10625/2024 суд признал подобные требования несоответствующими принципу равенства участников гражданских правоотношений (ст. 1 ГК РФ).

4. Исключения из общего правила

Ограничения на привлечение третьих лиц допустимы только в случаях, прямо предусмотренных законом. Например:
  • Если работы связаны с государственной тайной или требуют специальных допусков (например, для строительства опасных объектов);
  • Если заказчик обоснованно докажет, что субподрядчики должны соответствовать дополнительным критериям, связанным с предметом закупки (например, наличие лицензий).

5. Позиция судов и ФАС

Определение ВС РФ №309-ЭС25-2000 и Решение АС Свердловской области подтверждают, что требования к третьим лицам, не влияющие на предмет закупки, признаются незаконными. Суды подчеркивают, что заказчик не вправе вмешиваться в выбор исполнителем контрагентов, если это не связано с обеспечением качества работ.

Вывод

Требование о запрете привлечения третьих лиц без согласования с заказчиком противоречит Закону №223-ФЗ и ГК РФ, если:
  • Не обосновано спецификой закупки (например, требованиями безопасности);
  • Нарушает принцип свободы договора и равенства участников;
  • Создает неоправданные административные барьеры.
Судебная практика и позиция ФАС России однозначно поддерживают право исполнителя самостоятельно определять структуру исполнения обязательств, включая привлечение субподрядчиков. Заказчикам рекомендуется избегать подобных условий в документации, чтобы минимизировать риски признания закупки недействительной.