Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Разъяснили правила применения национального режима по закону № 223-ФЗ

Запрет, ограничение, преимущество по Закону № 223–ФЗ применяются субъектами естественных монополий или субъектами, осуществляющим регулируемые виды деятельности.
Запреты распространяются на все способы закупки, тогда как ограничения и преимущества применяются только к конкурентным закупкам и неконкурентным закупкам с подачей заявок (включая закупку у единственного поставщика), если это предусмотрено положением о закупке).

Момент представления документов, подтверждающих страну происхождения товара, определен только для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства – на этапе подачи заявки. В положении о закупке заказчику следует зафиксировать этот момент, но не позднее приемки товара.
Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697

Применение положений постановления Правительства РФ № 1875

• Постановление № 1875 устанавливает меры по предоставлению национального режима при закупках товаров, работ, услуг.  
• Меры включают запрет, ограничение, преимущество и минимальную долю закупок товаров российского происхождения.  

Применение мер к товарам из ЕАЭС

• Положения Постановления № 1875 распространяются на товары из государств-членов ЕАЭС.  
• Товары из ЕАЭС имеют равные условия с товарами российского происхождения.  

Применение мер разными видами заказчиков

• Меры применяются к разным видам заказчиков в зависимости от их статуса.  
• Первая группа заказчиков: запрет, ограничение, преимущество, минимальная доля.  
• Вторая группа заказчиков: минимальная доля, запрет, ограничение, преимущество в отдельных случаях.  
• Третья группа заказчиков: минимальная доля без запрета, ограничения, преимущества.  

Заказчики, к которым применяются меры

• Первая группа: государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономные учреждения, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, организации ОПК.  
• Вторая группа: хозяйственные общества, не относящиеся к первой группе, для выполнения государственного оборонного заказа, функционирования критической информационной инфраструктуры, использования атомной энергии, реализации проекта технологического суверенитета.  
• Третья группа: хозяйственные общества, не относящиеся к первой и второй группам.  

Исключения для отдельных заказчиков

• Хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций ОПК, не подпадают под меры.  
• Хозяйственные общества, являющиеся субъектами естественных монополий, также не подпадают под меры.  
• Хозяйственные общества, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, также не подпадают под меры.  

Применение Постановления № 1875

• Запрет, ограничение, преимущество и минимальная доля применяются при закупках товаров, работ, услуг для выполнения государственного оборонного заказа, функционирования критической информационной инфраструктуры, использования атомной энергии и реализации проекта технологического суверенитета.  
• Запрет применяется к товарам, работам, услугам из перечня № 1, ограничение — к товарам из перечня № 2, преимущество — к товарам, не указанным в перечнях № 1 и № 2, минимальная доля — к товарам из перечня № 3.  

Классификация товаров и работ

• В перечнях № 1-3 указаны группы товаров, работ, услуг, соответствующие группировкам по ОКПД 2.  
• Запрет распространяется на все товары, работы, услуги, включенные в указанную группировку по ОКПД 2.  
• Наименования товаров, работ, услуг в перечнях указаны для целей отнесения закупаемых товаров к соответствующим "защитным" мерам.  

Использование каталога товаров

• Заказчики используют каталог товаров для описания объекта закупки.  
• Правила использования каталога и Постановление № 1875 не требуют дословного соответствия наименований в каталоге и перечнях.  
• Наименования товаров в каталоге могут отличаться от наименований в перечнях.  

Применение "защитных" мер при закупках

• Запрет применяется при всех способах определения поставщика по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.  
• Ограничение и преимущество применяются только при конкурентных способах определения поставщика по Закону № 44-ФЗ.  
• В Законе № 223-ФЗ ограничение и преимущество применяются при конкурентных и неконкурентных закупках, если предусмотрена подача заявок несколькими участниками.  

Применение преимущества

• Преимущество применяется только к товарам российского происхождения.  
• Преимущество не применяется к работам и услугам, при выполнении которых поставка товара не осуществляется.  
• Преимущество применяется, если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.  

Объединение товаров в одной закупке

• Заказчик может объединять в одной закупке товары из перечней № 1 и № 2 и товары, не указанные в перечнях.  
• В отношении товаров из перечней применяются запрет и ограничение, а в отношении товаров, не указанных в перечнях, — преимущество.  

Рассмотрение заявок на участие в закупке

• Наличие предложения о поставке товара из иностранного государства является основанием для отклонения заявки.  
• Заявка получит преимущество, если содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения.  

Механизм предоставления преимущества

• Условное снижение (увеличение) ценового предложения участника на 15%.  
• Снижение (увеличение) осуществляется в отношении размера ценового предложения участника, подавшего заявку с преимуществом.  

Подтверждение страны происхождения товара

• Подтверждение происхождения товаров из РФ и ЕАЭС осуществляется через реестровые записи.  
• Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и реестра российского программного обеспечения подтверждают происхождение товара из РФ.  

Обращение промышленной продукции и программного обеспечения

• Обращение промышленной продукции и программного обеспечения, не включенных в реестры, не ограничивается.  
• Закупка таких товаров и программного обеспечения не запрещена, за исключением случаев применения запрета.  

Переходные положения

• Временное неприменение положений о номерах реестровых записей для товаров из позиций 400-432 перечня № 2.  
• Возможность подтверждения происхождения товаров из ЕАЭС через сертификат о происхождении товара.  

Непредставление информации и документов

• Непредставление информации и документов приравнивает заявку к предложению о поставке товаров из иностранного государства.  
• Товары и программное обеспечение, не включенные в реестры, считаются неподтвержденными и участвуют в закупках на условиях для иностранных товаров.  

Указание реестровых записей

• Номера реестровых записей не указываются, если сведения о товаре не включены в реестр.  
• Исключения предусмотрены подпунктами "в" - "д" пункта 10 Постановления № 1875.  

Информация о происхождении товаров

• Подпункт "з" пункта 3 Постановления № 1875 требует подтверждения происхождения товаров из РФ.  
• Положения подпункта "з" применяются при закупках по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.  

Момент представления информации

• Момент представления информации и документов определяется положением о закупке.  
• В случае закупок по статье 34 Закона № 223-ФЗ информация представляется в заявке на участие.  

Запрет на закупки в рамках ГОЗ

• Запрет на закупки иностранных товаров и услуг в рамках ГОЗ применяется ко всем товарам и услугам.  
• Запрет не применяется при закупках для формирования запаса продукции.  

Исключения из запрета

• Запрет не применяется при закупках, указанных в перечне № 2.  
• Запрет не применяется при закупках вооружения и военной техники.  

Закупки лекарственных препаратов

• Ограничение и преимущество применяются только к жизненно важным лекарственным препаратам.  
• Ограничение и преимущество не применяются к лекарственным препаратам для ветеринарного применения.  

Описание товара

• При описании товара указываются характеристики российского происхождения.  
• Положения части 11 статьи 33 Закона № 44-ФЗ применяются независимо от применения "защитных" мер.  
• В случае отсутствия производства товара на территории РФ, характеристики российского происхождения не указываются.  

Особенности определения цен

• Установлены Постановлением № 1875 и основаны на положениях постановления № 2014.  
• Применяются к товарам из перечней № 1 и № 2, не применяются к работам и услугам.  
• Применяются вне зависимости от способа определения поставщика.  

Метод сопоставимых рыночных цен

• Применяется при наличии информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров из ЕАЭС.  
• В случае отсутствия производства в ЕАЭС, метод не применяется.  
• Заказчик обязан обосновать невозможность применения метода.  

Определение начальной цены

• Заказчик определяет цену в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ.  
• Информация о ценах может быть получена у субъектов деятельности в сфере промышленности.  
• В случае неполучения информации, метод применяется без учета этой информации.  

Случаи, когда особенности не применяются

• Не применяются при закупках товаров с установленным порядком определения цены.  
• Примеры: лекарственные препараты и медицинские изделия.  

Переходные положения

• Установлены пунктом 10 Постановления № 1875.  
• До 1 июля 2025 года можно не применять запрет при условии ограничения.  

Национальный режим

• Обеспечивает равные условия для товаров из ЕАЭС и других стран.  

Организационно-правовые формы хозяйственных обществ

• Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.  
• Это регулируется пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации.  

Субъекты естественных монополий

• Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования превышает 50%, являются субъектами естественных монополий.  
• Это также касается дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам.  

Регулируемые виды деятельности

• Хозяйственные общества, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами, также являются субъектами естественных монополий.  
• Это касается дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам.