Запрет, ограничение, преимущество по Закону № 223–ФЗ применяются субъектами естественных монополий или субъектами, осуществляющим регулируемые виды деятельности.
Запреты распространяются на все способы закупки, тогда как ограничения и преимущества применяются только к конкурентным закупкам и неконкурентным закупкам с подачей заявок (включая закупку у единственного поставщика), если это предусмотрено положением о закупке).
Момент представления документов, подтверждающих страну происхождения товара, определен только для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства – на этапе подачи заявки. В положении о закупке заказчику следует зафиксировать этот момент, но не позднее приемки товара.
Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697
Запреты распространяются на все способы закупки, тогда как ограничения и преимущества применяются только к конкурентным закупкам и неконкурентным закупкам с подачей заявок (включая закупку у единственного поставщика), если это предусмотрено положением о закупке).
Момент представления документов, подтверждающих страну происхождения товара, определен только для закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства – на этапе подачи заявки. В положении о закупке заказчику следует зафиксировать этот момент, но не позднее приемки товара.
Письмо Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697
Применение положений постановления Правительства РФ № 1875
• Постановление № 1875 устанавливает меры по предоставлению национального режима при закупках товаров, работ, услуг.
• Меры включают запрет, ограничение, преимущество и минимальную долю закупок товаров российского происхождения.
Применение мер к товарам из ЕАЭС
• Положения Постановления № 1875 распространяются на товары из государств-членов ЕАЭС.
• Товары из ЕАЭС имеют равные условия с товарами российского происхождения.
Применение мер разными видами заказчиков
• Меры применяются к разным видам заказчиков в зависимости от их статуса.
• Первая группа заказчиков: запрет, ограничение, преимущество, минимальная доля.
• Вторая группа заказчиков: минимальная доля, запрет, ограничение, преимущество в отдельных случаях.
• Третья группа заказчиков: минимальная доля без запрета, ограничения, преимущества.
Заказчики, к которым применяются меры
• Первая группа: государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, субъекты естественных монополий, организации в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономные учреждения, бюджетные учреждения, унитарные предприятия, организации ОПК.
• Вторая группа: хозяйственные общества, не относящиеся к первой группе, для выполнения государственного оборонного заказа, функционирования критической информационной инфраструктуры, использования атомной энергии, реализации проекта технологического суверенитета.
• Третья группа: хозяйственные общества, не относящиеся к первой и второй группам.
Исключения для отдельных заказчиков
• Хозяйственные общества, включенные в сводный реестр организаций ОПК, не подпадают под меры.
• Хозяйственные общества, являющиеся субъектами естественных монополий, также не подпадают под меры.
• Хозяйственные общества, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, также не подпадают под меры.
Применение Постановления № 1875
• Запрет, ограничение, преимущество и минимальная доля применяются при закупках товаров, работ, услуг для выполнения государственного оборонного заказа, функционирования критической информационной инфраструктуры, использования атомной энергии и реализации проекта технологического суверенитета.
• Запрет применяется к товарам, работам, услугам из перечня № 1, ограничение — к товарам из перечня № 2, преимущество — к товарам, не указанным в перечнях № 1 и № 2, минимальная доля — к товарам из перечня № 3.
Классификация товаров и работ
• В перечнях № 1-3 указаны группы товаров, работ, услуг, соответствующие группировкам по ОКПД 2.
• Запрет распространяется на все товары, работы, услуги, включенные в указанную группировку по ОКПД 2.
• Наименования товаров, работ, услуг в перечнях указаны для целей отнесения закупаемых товаров к соответствующим "защитным" мерам.
Использование каталога товаров
• Заказчики используют каталог товаров для описания объекта закупки.
• Правила использования каталога и Постановление № 1875 не требуют дословного соответствия наименований в каталоге и перечнях.
• Наименования товаров в каталоге могут отличаться от наименований в перечнях.
Применение "защитных" мер при закупках
• Запрет применяется при всех способах определения поставщика по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.
• Ограничение и преимущество применяются только при конкурентных способах определения поставщика по Закону № 44-ФЗ.
• В Законе № 223-ФЗ ограничение и преимущество применяются при конкурентных и неконкурентных закупках, если предусмотрена подача заявок несколькими участниками.
Применение преимущества
• Преимущество применяется только к товарам российского происхождения.
• Преимущество не применяется к работам и услугам, при выполнении которых поставка товара не осуществляется.
• Преимущество применяется, если объект закупки включает хотя бы один товар, не указанный в перечнях № 1 и № 2.
Объединение товаров в одной закупке
• Заказчик может объединять в одной закупке товары из перечней № 1 и № 2 и товары, не указанные в перечнях.
• В отношении товаров из перечней применяются запрет и ограничение, а в отношении товаров, не указанных в перечнях, — преимущество.
Рассмотрение заявок на участие в закупке
• Наличие предложения о поставке товара из иностранного государства является основанием для отклонения заявки.
• Заявка получит преимущество, если содержит предложение о поставке товаров только российского происхождения.
Механизм предоставления преимущества
• Условное снижение (увеличение) ценового предложения участника на 15%.
• Снижение (увеличение) осуществляется в отношении размера ценового предложения участника, подавшего заявку с преимуществом.
Подтверждение страны происхождения товара
• Подтверждение происхождения товаров из РФ и ЕАЭС осуществляется через реестровые записи.
• Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и реестра российского программного обеспечения подтверждают происхождение товара из РФ.
Обращение промышленной продукции и программного обеспечения
• Обращение промышленной продукции и программного обеспечения, не включенных в реестры, не ограничивается.
• Закупка таких товаров и программного обеспечения не запрещена, за исключением случаев применения запрета.
Переходные положения
• Временное неприменение положений о номерах реестровых записей для товаров из позиций 400-432 перечня № 2.
• Возможность подтверждения происхождения товаров из ЕАЭС через сертификат о происхождении товара.
Непредставление информации и документов
• Непредставление информации и документов приравнивает заявку к предложению о поставке товаров из иностранного государства.
• Товары и программное обеспечение, не включенные в реестры, считаются неподтвержденными и участвуют в закупках на условиях для иностранных товаров.
Указание реестровых записей
• Номера реестровых записей не указываются, если сведения о товаре не включены в реестр.
• Исключения предусмотрены подпунктами "в" - "д" пункта 10 Постановления № 1875.
Информация о происхождении товаров
• Подпункт "з" пункта 3 Постановления № 1875 требует подтверждения происхождения товаров из РФ.
• Положения подпункта "з" применяются при закупках по Закону № 44-ФЗ и Закону № 223-ФЗ.
Момент представления информации
• Момент представления информации и документов определяется положением о закупке.
• В случае закупок по статье 34 Закона № 223-ФЗ информация представляется в заявке на участие.
Запрет на закупки в рамках ГОЗ
• Запрет на закупки иностранных товаров и услуг в рамках ГОЗ применяется ко всем товарам и услугам.
• Запрет не применяется при закупках для формирования запаса продукции.
Исключения из запрета
• Запрет не применяется при закупках, указанных в перечне № 2.
• Запрет не применяется при закупках вооружения и военной техники.
Закупки лекарственных препаратов
• Ограничение и преимущество применяются только к жизненно важным лекарственным препаратам.
• Ограничение и преимущество не применяются к лекарственным препаратам для ветеринарного применения.
Описание товара
• При описании товара указываются характеристики российского происхождения.
• Положения части 11 статьи 33 Закона № 44-ФЗ применяются независимо от применения "защитных" мер.
• В случае отсутствия производства товара на территории РФ, характеристики российского происхождения не указываются.
Особенности определения цен
• Установлены Постановлением № 1875 и основаны на положениях постановления № 2014.
• Применяются к товарам из перечней № 1 и № 2, не применяются к работам и услугам.
• Применяются вне зависимости от способа определения поставщика.
Метод сопоставимых рыночных цен
• Применяется при наличии информации о рыночных ценах идентичных или однородных товаров из ЕАЭС.
• В случае отсутствия производства в ЕАЭС, метод не применяется.
• Заказчик обязан обосновать невозможность применения метода.
Определение начальной цены
• Заказчик определяет цену в соответствии с положениями статьи 22 Закона № 44-ФЗ.
• Информация о ценах может быть получена у субъектов деятельности в сфере промышленности.
• В случае неполучения информации, метод применяется без учета этой информации.
Случаи, когда особенности не применяются
• Не применяются при закупках товаров с установленным порядком определения цены.
• Примеры: лекарственные препараты и медицинские изделия.
Переходные положения
• Установлены пунктом 10 Постановления № 1875.
• До 1 июля 2025 года можно не применять запрет при условии ограничения.
Национальный режим
• Обеспечивает равные условия для товаров из ЕАЭС и других стран.
Организационно-правовые формы хозяйственных обществ
• Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.
• Это регулируется пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Субъекты естественных монополий
• Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования превышает 50%, являются субъектами естественных монополий.
• Это также касается дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам.
Регулируемые виды деятельности
• Хозяйственные общества, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод и обращения с твердыми коммунальными отходами, также являются субъектами естественных монополий.
• Это касается дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам.