Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Заказчик не раскрывал перечень информации и документов для подтверждения страны происхождения товаров

Суть нарушения

Заказчик, проводя закупку с применением национального режима (преференций для товаров из РФ и стран ЕАЭС), не указал в документации конкретный перечень документов и информации, необходимых для подтверждения страны происхождения товара. Вместо этого он ограничился общей формулировкой со ссылкой на нормы о национальном режиме. Московское УФАС признало это нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Ключевые выводы УФАС

Требование к прозрачности документации:
  1. Закупочная документация должна содержать четкие и однозначные требования к участникам. Общие фразы (например, «предоставить документы в соответствии с законодательством») недопустимы, так как создают риск неоднозначного толкования и усложняют подготовку заявок.
Обязательность указания перечня документов:
  1. При применении национального режима заказчик обязан:
  • Указать в извещении и документации список документов, подтверждающих страну происхождения (например, декларация, сертификат СТ-1, выписка из реестра промышленной продукции);
  • Определить форму и содержание этих документов (например, свободная декларация или акт экспертизы ТПП).
2.Последствия нарушения:
  • Заявки участников могут быть отклонены из-за несоответствия требованиям;
  • Заказчик рискует оспариванием результатов закупки и штрафами по ч. 4.2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Рекомендации для заказчиков

Конкретизация требований:
  1. В разделе документации «Требования к участникам» необходимо четко прописать:
  • Перечень документов для подтверждения страны происхождения (например, для радиоэлектроники — номер реестровой записи из реестра Минпромторга);
  • Ссылки на нормативные акты, регулирующие конкретный вид товара (например, Постановление № 616 для мебели).
2.Примеры корректных формулировок:
  • «Участник обязан предоставить декларацию о стране происхождения товара в свободной форме с указанием полного названия страны (например, «Российская Федерация»)»;
  • «Для подтверждения происхождения медицинских изделий требуется сертификат СТ-1, выданный ТПП».
3.Учет специфики товара:
  • Для промышленных товаров — требовать выписку из реестра российской промышленной продукции;
  • Для ПО — указывать номер записи в реестре российского ПО.

Практические последствия для участников

  • Риск отклонения заявки: Если заказчик не конкретизировал требования, участник вправе подать жалобу в УФАС на несоответствие документации 44-ФЗ.
  • Двойные стандарты: Общие формулировки могут привести к субъективной оценке заявок комиссией, что нарушает принцип равной конкуренции.

Нормативная база

  1. Ст. 14, 33, 66 44-ФЗ: Требования к применению национального режима и составу заявок.
  2. Постановление № 616, 719, 878: Перечни товаров, для которых требуется подтверждение происхождения.
  3. Письмо Минфина № 24-05-07/10764: Обязательность указания страны происхождения даже при закупке работ/услуг.
Итог: Заказчик обязан исключить двусмысленность в документации. Отсутствие конкретного перечня документов для подтверждения страны происхождения — прямое нарушение 44-ФЗ, ведущее к отмене результатов закупки.