Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Разъяснили, какое иностранное ПО будут заменять заказчики

Под обязательные требования попали разные виды ПО: операционные системы, офисные пакеты, системы управления базами данных, средства виртуализации. Какое иностранное ПО и в каком порядке нужно заменить, решает учредитель исходя из действующей программной инфраструктуры и финансовых возможностей. Для этого ИТ-отдел или программист учреждения должен провести полный анализ инфраструктуры, сформировать перечень ПО, подлежащего замене, и составить четкий план перехода, а экономисты – рассчитать объемы финансирования и изыскать недостающие деньги. Методические рекомендации, приказ Минцифры от 18.01.2023 № 21
Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 18 января 2023 г. № 21 "Об утверждении Методических рекомендаций по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, и о реализации мер, направленных на ускоренный переход органов государственной власти и организаций на использование российского программного обеспечения в Российской Федерации"
1 марта 2023
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, органов государственной власти, заказчиков, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", а также в целях реализации дополнительных мер, направленных на ускоренный переход органов государственной власти и организаций на использование российского программного обеспечения, приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - методические рекомендации).

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29 июня 2017 г. N 334 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечение, в том числе ранее закупленного офисного программного обеспечения";

приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20 сентября 2018 г. N 486 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения";

приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18 апреля 2019 г. N 156 "О внесении изменений в приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20.09.2018 N 486 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения";

приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 10 сентября 2021 г. N 964 "О внесении изменений в приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 20.09.2018 N 486 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу государственных компаний на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения";

приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 8 мая 2019 г. N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам, на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе офисного программного обеспечения";

приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 15 сентября 2021 г. N 979 "О внесении изменений в приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 08.05.2019 N 184 "Об утверждении методических рекомендаций по переходу предприятий, учреждений и организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и государственным внебюджетным фондам, на преимущественное использование отечественного программного обеспечения, в том числе отечественного офисного программного обеспечения".

3. Рекомендовать высшим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также Центральному банку Российской Федерации руководствоваться в своей деятельности методическими рекомендациями.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации М.В. Паршина.

Министр М.И. Шадаев
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства
цифрового развития, связи
и массовых коммуникаций
Российской Федерации
от 18 января 2023 г. N 21

Методические рекомендации
по переходу на использование российского программного обеспечения, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации
1. Термины и определения
В настоящих методических рекомендациях используются следующие термины и определения:

Термин Определение
Информационная система Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств
Государственные информационные системы Федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов
Ведомственные информационные системы Информационные системы, созданные и используемые органами государственной власти и государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, но не отнесенные к государственным информационным системам
Автоматизированная система управления Комплекс программных и программно-аппаратных средств, предназначенных для контроля за технологическим и (или) производственным оборудованием (исполнительными устройствами) и производимыми ими процессами, а также для управления такими оборудованием и процессами
Значимый объект критической информационной инфраструктуры Объект критической информационной инфраструктуры, которому присвоена одна из категорий значимости и который включен в реестр значимых объектов критической информационной инфраструктуры
Информационно-телекоммуникационная сеть Технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники
Объект критической информационной инфраструктуры Информационная система, информационно-телекоммуникационная сеть, автоматизированная система управления субъекта критической информационной инфраструктуры
Российское программное обеспечение Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратного комплекса, сведения о котором включены в единый реестр российского ПО
Евразийское программное обеспечение Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратного комплекса, сведения о котором включены в единый реестр евразийского ПО
Иностранное программное обеспечение Программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратного комплекса, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО, за исключением случаев, определенных в законодательстве Российской Федерации. В случае, если ПО является свободно распространяемым, но сведения о таком программном обеспечении не включены в единый реестр российского ПО, то такое ПО относится к иностранному ПО
Субъект критической информационной инфраструктуры Государственные органы, государственные учреждения, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности, российские юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели, которые обеспечивают взаимодействие указанных систем или сетей.
Заказчики 223-ФЗ Организации, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием)
Заказчики 44-ФЗ Органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и иные организации, осуществляющие закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 Постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти Федеральный орган исполнительной власти, определенный в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации"
Отраслевые центры компетенций Отраслевые центры компетенций по импортозамещению ПО, созданные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти во исполнение отдельных поручений Правительства Российской Федерации
Отраслевые комитет по развитию общесистемного и прикладного ПО Отраслевой комитет по развитию общесистемного и прикладного ПО, созданный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Индустриальные центры компетенций Индустриальные центры компетенций по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы
Центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения Центры компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения, необходимого для замещения используемых в настоящее время зарубежных аналогов
Методические рекомендации по цифровой трансформации Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, утвержденными Протоколом заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности
Отраслевой план мероприятий Отраслевой план мероприятий по обеспечению готовности заказчиков к преимущественному использованию российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, утверждаемый Уполномоченным федеральным орган исполнительной власти, во исполнение пункта 2 Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478
Для целей настоящих методических рекомендаций используются следующие сокращения:

Сокращение Расшифровка
КИИ Критическая информационная инфраструктура
ИКТ Информационно-коммуникационные технологии
ИТ Информационные технологии
ПО Программное обеспечение, в том числе входящее в состав программно-аппаратного комплекса
ГИС Государственная информационная система
Минцифры России Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
ФСБ России Федеральная служба безопасности Российской Федерации
ФСТЭК России Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
2. Общие положения
1. Настоящие методические рекомендации по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - методические рекомендации), разработаны во исполнение пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. N 1478.

2. Методические рекомендации направлены на оказание методической помощи по переходу на использование российского ПО, в том числе на значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, органов государственной власти, государственных внебюджетных фондов, организаций, подведомственных органам государственной власти и государственным внебюджетным фондам, государственных корпораций и компаний с государственным участием, иных организаций, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), а также других организаций, являющихся субъектами критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и которым принадлежат значимые объекты критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее - органы государственной власти и организации).

3. Методические рекомендации содержат рекомендации по структуре, содержанию планов перехода на использование российского ПО, срокам перехода на использование российского ПО, рекомендации по перечню организационно-технических мероприятий, которые целесообразно реализовать для перехода на использование российского ПО, а также рекомендации по порядку разработки, согласования, утверждения и осуществления внутреннего и внешнего мониторинга и контроля реализации планов перехода на использование российского ПО, в том числе перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ и перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО (далее - Планы перехода).

4. Подготовка и утверждение Планов перехода, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.

5. Разработка, согласование с федеральными органами исполнительной власти и утверждение планов перехода на использование российского ПО (за исключением планов перехода на использование российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на значимых объектах КИИ (далее - план перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), включая установление показателей эффективности перехода на использование российского ПО, формируемых государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р (далее - специальный перечень N 91-р), и их дочерними и зависимыми обществами, осуществляется в рамках стратегий (программ) цифровой трансформации в соответствии с методическими рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, утвержденными Правительственной комиссией по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности (далее - Методические рекомендации по цифровой трансформации).

Предоставление организациями, включенными в специальный перечень N 91-р, отчетности о ходе реализации планов перехода на использование российского ПО и достижении показателей эффективности (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ) осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации.

При формировании (актуализации) планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, включенных в специальный перечень N 91-р, при установлении показателей эффективности перехода и соответствующих им значений индикаторов эффективности, а также при дальнейшем представлении соответствующей отчетности о достижении показателей эффективности по фактическому переходу на использование российского ПО, рекомендуется применять подходы по установлению единиц измерения использования ПО в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Формирование, согласование, утверждение планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, включенных в специальный перечень N 91-р, и их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на значимых объектах КИИ, а также представление отчетности о реализации указанных планов осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Разработка, согласование с федеральными органами исполнительной власти и утверждение планов перехода на использование российского ПО (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), формируемых государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34), и их дочерними и зависимыми обществами, осуществляется в рамках стратегий (программ) цифровой трансформации, разрабатываемых в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации, а также в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

Предоставление отчетности о реализации планов перехода на использование российского ПО, в том числе отчетности о достижении показателей эффективности (за исключением планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ), государственными корпорациями и компаниями с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34), и их дочерними и зависимыми обществами, осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по цифровой трансформации.

Формирование планов перехода государственных корпораций и компаний с государственным участием, в отношении которых приняты решения о разработке стратегии (программы) цифровой трансформации (протокол заочного голосования членов президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 31 августа 2022 г. N 34), и их дочерних и зависимых обществ на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, представление отчетности о реализации планов перехода на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, установление указанными корпорациями и компаниями показателей эффективности перехода на использование российского ПО и соответствующих им значений индикаторов эффективности в отношении каждого класса (типа) ПО осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями.

6. Разработка, согласование и утверждение Планов перехода органов государственной власти и организаций на использование российского ПО на значимых объектах КИИ, а также разработка, согласование и утверждение Планов органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, направленных на обеспечение перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, осуществляется в соответствии с настоящими методическими рекомендациями с учетом требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, законодательства в сфере создания, развития и обеспечения функционирования государственных информационных систем.

7. Планы перехода на преимущественное использование российского ПО на значимых объектах КИИ рекомендуется формировать на период до 2024 года включительно исходя из требований, в том числе установленных в указе Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 года N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации".

8. Планы перехода органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов рекомендуется формировать на период до 2030 года включительно, планы иных организаций, указанных в настоящих методических организациях, на использование российского ПО рекомендуется формировать на период до 2027 года включительно с учетом требований, установленных в указе Президента Российской Федерации от 30 марта 2022 г. N 166 "О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации", указе Президента Российской Федерации от 1 мая 2022 года N 250 "О дополнительных мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации", в том числе планы государственных корпораций и компаний с государственным участием, сведения о которых включены в специальный перечень N 91-р, и их дочерних и зависимых обществ - на период до 2024 года включительно.

9. Планы органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов, направленные на обеспечение перевода государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО, рекомендуется формировать на период до 2030 года исходя из следующих условий:

срок завершения перевода государственных и ведомственных информационных систем, являющихся значимыми объектами КИИ, - 2024 год;

срок завершения перевода государственных и ведомственных информационных систем, не являющихся значимыми объектами КИИ, но обеспечивающих реализацию критически значимых функций и полномочий органов государственной власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также обеспечивающих оказание государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, на использование российского ПО - 2027 год;

срок завершения перевода иных государственных и ведомственных информационных систем на использование российского ПО - 2030 год.

10. На принадлежащих органам государственной власти и организациям значимых объектах КИИ может использоваться ПО, соответствующее требованиям к ПО, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, установленных в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. № 1478.

11. В соответствии с законодательством Российской Федерации1 под ПО, происходящим из Российской Федерации, (далее - российское ПО) понимаются программы для электронных вычислительных машин или базы данных, сведения о которых включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского ПО).

12. В соответствии с законодательством Российской Федерации2 под ПО, происходящим из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, (далее - евразийское ПО) понимаются программы для электронных вычислительных машин и базы данных, сведения о которых включены в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - единый реестр евразийского ПО).

13. Переход органов государственной власти и организаций на использование российского ПО рекомендуется осуществлять в отношении:

а) иностранного ПО и (или) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО (за исключением евразийского ПО, планируемого к использованию на значимых объектах КИИ), ранее установленного и используемого органами государственной власти и организациями в результате приобретения права (либо продления срока действия права) на использование такого ПО независимо от вида договора и (или) соглашения на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, и (или) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО (за исключением евразийского ПО, используемого на значимых объектах КИИ), предустановленного производителем ПО и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, используемом органами государственной власти и организациями, и (или) ПО, сведения о котором не включены в единый реестр российского ПО (за исключением евразийского ПО, используемого на значимых объектах КИИ), используемого органами государственной власти и организациями в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям ПО посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (далее - инфраструктура центра обработки данных, услуги центра обработки данных по предоставлению ПО), и (или) посредством предоставления органам государственной власти и организациям в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует ПО;

б) ПО, планируемого к приобретению органами государственной власти и организациями (приобретение исключительных прав и (или) прав на использование ПО в соответствии с законодательством Российской Федерации), для использования на персональных электронных вычислительных машинах, устройствах терминального доступа, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе на серверном оборудовании, и (или) устанавливаемого производителем ПО и (или) производителем оборудования и (или) иной организацией на планируемых к закупке органами государственной власти и организациями автоматизированных рабочих местах пользователей, абонентских устройствах радиоподвижной связи, иных технических средствах и программно-аппаратных комплексах, в том числе серверном оборудовании, и (или) ПО, планируемого к приобретению органами государственной власти и организациями в результате закупки товаров, работ, услуг, предусматривающих предоставление пользователям в органах государственной власти и организациях ПО посредством оказания услуг центра обработки данных по предоставлению ПО и (или) посредством предоставления заказчику в пользование программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует ПО;

в) новых версий ПО и (или) его отдельных компонентов и (или) программных модулей, в том числе в составе автоматизированных информационных систем, исключительные права и (или) права на использование которых возникают на основании заключаемых органами государственной власти и организациями договоров и (или) соглашений о технической поддержке и (или) эксплуатации (обеспечении функционирования) программного обеспечения и (или) программно-аппаратных комплексов, на которых установлено и (или) функционирует ПО.

Перевод органами государственной власти и заказчиками средств защиты информации на использование российского ПО, предназначенного для обеспечения безопасности значимых объектов КИИ, а также ПО, предназначенного для обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак и реагирования на компьютерные инциденты и (или) обмена информацией о компьютерных инцидентах на объектах КИИ, должен осуществляться с учетом требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 года N 1478, и требований, установленных ФСТЭК России и (или) ФСБ России, что должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом).