Новости__

Заказчик не откажет в приемке, если регистрационный номер партии отечественных мониторов

По мониторам отечественного производства не указывают регистрационный номер партии в документах приемки. Так как товары отечественного производства не подлежат прослеживаемости. Прослеживаемости подлежат товары иностранного происхождения, которые ввезены на территорию РФ. Если в документе приемки не указан регистрационный номер партии, это не будет основанием для отказа в приемке. Так как отсутствие информации в документах приемки не влияет на качество самого товара. Рекомендации по формированию документов приемки указаны в письмах ФНС от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9015@, от 01.02.2022 № ЕА-4-26/1125@.
Письмо Федеральной налоговой службы
Министерства финансов Российской Федерации
от 1 февраля 2022 г. N ЕА-4-26/1125@

Вопрос:

О проставлении прочерков в счетах-фактурах, а также заполнении счета-фактуры при реализации набора (комплекта) товаров, включающего товар, подлежащий прослеживаемости.



Ответ:

Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение Акционерного общества по вопросу о порядке формирования в счетах-фактурах информации о подлежащих прослеживаемости товарах при их реализации в составе наборов (комплектов), сообщает следующее.

Порядок заполнения счетов-фактур, составляемых как на бумажном носителе, так и в электронной форме, определен разделом 2 Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Порядок).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2021 N 534 в указанный нормативный акт внесены изменения, обусловленные в том числе введением в законодательство о налогах и сборах требований отражения в счетах-фактурах информации о прослеживаемых товарах (Федеральный закон от 09.11.2020 N 371-ФЗ), исключившие из Порядка нормы об обязательном проставлении в незаполняемых графах счета-фактуры прочерков, как это было установлено для большинства граф прежней редакцией Порядка. В частности, в отношении представления информации о прослеживаемых товарах в графах 12, 12а и 13, а также для графы 11 (значение которой формируется или в отношении прослеживаемых товаров, или в отношении товаров, не подлежащих прослеживаемости, ввезенных на территорию Российской Федерации, в случае если их таможенное декларирование предусмотрено правом Евразийского экономического союза; подпункты "м", "н", а также "л" пункта 2 Порядка соответственно) нормы вообще не содержат упоминаний о прочерках.

Таким образом, проставление прочерков как в бумажной, так и в электронной форме счета-фактуры, согласно действующим требованиям, не является необходимым для указания на отсутствие тех или иных показателей, в том числе показателей, относящихся к прослеживаемым товарам.

Что касается особенностей составления организациями счетов-фактур в электронной форме, то согласно пункту 8 Порядка показатели, которые не заполняются или в которых в бумажной форме могли бы быть проставлены прочерки, в электронном документе не формируются. Соответственно, в отношении не сформированных в файле обмена элементов формата не может быть предъявлено требование об их визуализации (как в части представления наименований элементов, так и в отношении указания/неуказания прочерков).

Исходя из вышеуказанного при оформлении счетов-фактур в электронной форме, не содержащих информацию о прослеживаемых товарах, не требуется не только проставления прочерков в показателях соответствующих граф (для того, чтобы показать отсутствие данных о прослеживаемости), но и формирования в печатной форме самих граф. Аналогичный подход установлен и для случаев создания бумажных счетов-фактур на товары, не подлежащие прослеживаемости, а также работы, услуги, имущественные права (пункт 2(2) Порядка).

Вместе с тем необходимо обратить внимание, что в запросе речь в основном идет о другой ситуации - о формировании организацией комплектов, включающих в себя прослеживаемую номенклатуру.

В таких случаях необходимо исходить из того, что объединение товаров в набор (комплект), например включение монитора в состав автоматизированного рабочего места, не является основанием для прекращения прослеживаемости монитора, поскольку не происходит его переработки, изменения его первоначальных физических характеристик, монитор не становится неотъемлемой частью другого имущества. Это означает, что отсутствие в счете-фактуре показателей, специально установленных в отношении прослеживаемых товаров, будет являться нарушением требований актов действующего законодательства в области прослеживаемости.

При этом в настоящее время Порядком не предусмотрено особенностей заполнения графы 1а счета-фактуры, формируемого при реализации набора (комплекта) товаров, включающего в себя товар, подлежащий прослеживаемости. Таким образом, обязанность выделения прослеживаемого товара в составе набора (комплекта) в наименовании товара не установлена. Одновременно отсутствует и запрет такого выделения.

Учитывая изложенное, установленные Порядком требования можно считать исполненными, если при реализации такого рода наборов (комплектов) товаров в графах 11 - 13 счета-фактуры, предназначенных для отражения реквизитов прослеживаемости, такие реквизиты будут сформированы по каждому подлежащему прослеживаемости товару, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке, в наименовании которой указан набор (комплект).



В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду таблицы 5.14, 5.16 и 5.17 Формата, утвержденного Приказом ФНС России от 19.12.2018 N ММВ-7-15/820@.



Применительно к предложенному в запросе примеру в счете-фактуре, формируемом в обязательном порядке в электронной форме на основании пункта 1.1 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, при формировании элемента НаимТов (таблица 5.14 формата, текстовая строка) информация о наличии цветного монитора в составе комплекта может отсутствовать или быть приведена. Однако в любом случае требуется формирование сложного элемента ДопСведТов/СведПрослеж (таблицы 5.14 и 5.16) с представлением в перечисленных в таблице 5.17 показателях данных о характеристиках прослеживаемости в отношении цветного монитора.

Соответственно, при визуализации информации такого электронного счета-фактуры (на экране монитора, в распечатке) значения показателей прослеживаемости в отношении цветного монитора должны присутствовать.

Форма представления показателей счета-фактуры может быть аналогична установленной форме бумажного счета-фактуры. Тогда значения элементов, приведенных в таблице 5.17 формата и сформированных в файле обмена с учетом подпунктов "л" - "н" пункта 2 Правил, должны быть отражены в графах 11 - 13 установленной формы счета-фактуры.



В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт "в" пункта 13 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 N 1108.



Аналогичный порядок применим и в отношении формирования в электронной форме (подпункт "в" пункта 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2021 N 1108 "Об утверждении Положения о национальной системе прослеживаемости товаров") и последующей визуализации информации универсального передаточного документа при его использовании для оформления операций продажи наборов (комплектов), в состав которых входят прослеживаемые товары.



Действительный
государственный советник
Российской Федерации
3 класса
А.В.Егоричев
Письмо от 28.06.2021 № ЕА-4-15/9015@


По вопросу представления уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости



Федеральная налоговая служба в связи с поступающими вопросами и введением на территории Российской Федерации с 1 июля 2021 года национальной системы прослеживаемости товаров, сообщает следующее.

По вопросу представления уведомления об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках), в отношении товаров, имеющихся в собственности у юридического лица (индивидуального предпринимателя), используемых в качестве средств производства, для собственных нужд и учитываемых на бухгалтерском балансе в качестве основных средств, либо являющихся малоценным имуществом и впоследствии списываемых на затраты.

Понятийный аппарат, применяемый в рамках национальной системы прослеживаемости товаров, закреплен в проекте постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка функционирования национальной системы прослеживаемости товаров» (далее – Проект постановления), который в настоящее время проходит процедуру утверждения.

Для целей национальной системы прослеживаемости товаров под «товаром, подлежащим прослеживаемости» понимается имущество, находящееся в собственности участника оборота товаров, соответствующее поименованным в Перечне товаров, подлежащих прослеживаемости на территории Российской Федерации (далее – Перечень товаров), кодам вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, в отношении которого осуществляется прослеживаемость.

Таким образом, имущество, находящееся в собственности налогоплательщика соответствующее кодам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, указанным в Перечне товаров, подлежит прослеживаемости, в том числе и используемое в качестве средств производства (переведено из состава товара в состав основных средств), малоценное имущество, используемое в основной деятельности.

В соответствии с пунктом 2.3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 09.11.2021 № 371-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» (далее – Кодекс) налогоплательщики, осуществляющие операции с товарами, подлежащими прослеживаемости в соответствии с законодательством Российской Федерации, обязаны представлять в налоговый орган отчеты об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, и документы, содержащие реквизиты прослеживаемости, в случаях и в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 28 Проекта постановления для присвоения регистрационного номера партии товара, подлежащего прослеживаемости (далее – РНПТ), на имеющиеся у юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) остатки товаров, подлежащих прослеживаемости, юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) в ФНС России в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота направляется уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости (далее – Уведомление об остатках).

Уведомление об остатках заполняется на основании первичного документа, например, инвентаризационной описи либо бухгалтерской справки.

Уведомление об остатках составляется отдельно по каждому коду единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товара, подлежащего прослеживаемости.

В ответ на Уведомление об остатках ФНС России не позднее следующего календарного дня с даты получения Уведомления об остатках направляет по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию с присвоенным РНПТ.

В случае наличия у собственника товара, подлежащего прослеживаемости, номера декларации на товары, оформленной на товары, ввезенные на территорию Российской Федерации в период с 01.01.2018 по 01.07.2021, в Уведомлении об остатках возможно указание РНПТ, сформированного самостоятельно из номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней. В ответ на Уведомление об остатках, в котором указан самостоятельно сформированный РНПТ, ФНС России, в случае действительности и правильности номера декларации на товары и порядкового номера товара в ней, направит по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию с РНПТ, самостоятельно сформированным собственником таких товаров.

РНПТ, полученный в ответ на Уведомление об остатках при последующей реализации товара, подлежащего прослеживаемости, подлежит отражению в электронных счет-фактурах (универсальных передаточных документах), сведения из которых включаются налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость либо в ежеквартальный отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Кодекса при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, в счете-фактуре подлежат указанию реквизиты прослеживаемости (РНПТ, количественная единица измерения товара, используемая в целях осуществления прослеживаемости, количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости (далее – реквизиты прослеживаемости)).

Учитывая вышеизложенное, до осуществления операций с товарами, подлежащими прослеживаемости (например, продажа, безвозмездная передача, утилизация), необходимо представить уведомление об остатках для присвоения РНПТ.

Срок представления Уведомления об остатках не ограничен.

По вопросу объединения товаров в набор (комплект), например, включение монитора в состав автоматизированного рабочего места (далее – АРМ), данное включение товара в набор (комплект) не является основанием для прекращения прослеживаемости таких товаров, поскольку не происходит переработки товаров, изменения его первоначальных физических характеристик, товар не становится неотъемлемой частью другого имущества.

При последующей реализации АРМ, поскольку в состав набора (комплекта) входит товар, подлежащий прослеживаемости, счет-фактура или универсальный передаточный документ подлежит формированию в электронной форме. При этом в новых графах счета-фактуры, содержащих реквизиты прослеживаемости, подлежат отражению реквизиты прослеживаемости по каждому товару, подлежащему прослеживаемости, включенному в набор (комплект), в подстроках к строке с набором (комплектом).

Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации, Межрегиональным инспекциям ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и Межрегиональным инспекциям ФНС России по федеральным округам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.



Государственный советник

Российской Федерации 2 класса

А.В. Егоричев
2023-10-25 11:07