Top.Mail.Ru

Ежедневно в 13.00 - онлайн встречи на которых эксперты справочной системы

ПРО-ТЕНДЕРЫ.РФ разбирают с вами актуальные вопросы участия в закупках по законам 44-фз и 223-фз.

новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Требование опыта в конкретной сфере ограничило конкуренцию в госзакупке

Анализ случая: Требование опыта в конкретной сфере как ограничение конкуренции в госзакупке

1. Контекст ситуации

Заказчик проводил закупку услуг по развитию федеральной информационной системы в сфере занятости и трудовых отношений. Для оценки квалификации участников он требовал предоставления договоров, подтверждающих опыт работ исключительно в сфере трудоустройства и занятости для органов госвласти. Это ограничило круг участников: в процедуре участвовала только одна заявка. Ранее аналогичные закупки без такого требования привлекали больше поставщиков.

2. Позиция заказчика

Заказчик обосновывал требование необходимостью специальных навыков в указанной сфере, помимо технологического опыта. Однако суды и контролирующие органы признали это требование необоснованным, поскольку:
  • В описании объекта закупки отсутствовали указания на необходимость узкоспециализированных знаний в сфере занятости.
  • Не были представлены доказательства, что работы требуют исключительно опыта в данной сфере.

3. Правовые основания для признания нарушения

  • Принцип конкуренции: Согласно ст. 8 44-ФЗ, закупки должны обеспечивать равные условия для участников. Установление избыточных требований, не связанных с объектом закупки, нарушает этот принцип.
  • Отсутствие законодательной базы: Требования к опыту в конкретной сфере допустимы только при прямом указании в законе. Например, для ГОЗ или работ с гостайной (Постановление № 99). В данном случае такая норма отсутствовала.
  • Судебная практика: Суды трех инстанций, включая ВС РФ, указали, что заказчик не доказал необходимость узкого опыта. Это привело к искусственному сужению конкуренции, что противоречит ст. 24 Закона «О защите конкуренции».

4. Последствия для конкуренции

  • Исключение новых участников: Требование опыта в узкой сфере блокирует доступ компаний, имеющих компетенции в смежных областях (например, в разработке информационных систем для других госорганов).
  • Снижение числа заявок: В спорной закупке участвовал только один поставщик, тогда как ранее аналогичные процедуры без таких условий привлекали больше участников.

5. Рекомендации для заказчиков

  • Обоснованность требований: Опыт в конкретной сфере можно требовать только при наличии прямых указаний в законе или технической необходимости (например, для работ с гостайной).
  • Гибкость критериев: Допустимо учитывать опыт в смежных сферах, если это не противоречит целям закупки. Например, для ИТ-разработок можно принимать договоры из других областей госуправления.
  • Прозрачность документации: Описание объекта закупки должно четко отражать необходимость специализированных знаний, если такие требования вводятся.

Вывод

Требование опыта в узкой сфере признается ограничивающим конкуренцию, если:
  • Не обосновано законодательно;
  • Не подтверждено спецификой объекта закупки;
  • Приводит к сокращению числа участников.
Судебная практика (включая Определение ВС РФ № 305-ЭС25-1760) подчеркивает важность соблюдения баланса между квалификационными требованиями и принципом открытости закупок. Заказчикам следует избегать избыточных условий, ориентируясь на федеральные законы и антимонопольные нормы.