новости по закупкам 44 ФЗ и 223 ФЗ

Заказчик не установит эквивалентный товар без указания характеристик эквивалентности

Объектом закупки являлось предоставление во временное владение спецтехники и оборудования. Заказчик в описании объекта закупки указал, что ему требуется спецтехника с колесной формулой не хуже 6 × 6. При этом отсутствует расшифровка в извещении, что для заказчика будет «не хуже». Была предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара. Но заказчик не указал параметры, которые позволили бы определить, по каким критериям будет считаться эквивалентность. Комиссия УФАС отметила, что использование в описании объекта закупки слов «или эквивалент» направлено на защиту интересов потенциальных участников закупки. Данное условие дает возможность предлагать не только оборудование, которое обозначено товарным знаком, но и иное оборудование, если оно по своим свойствам и характеристикам соответствует описанию объекта закупки. Устанавливать требования со словосочетанием «не хуже» неправомерно, поскольку такое требование является субъективным. Что участником может быть расценено как «не хуже», не будет являться таковым для заказчика. В действиях заказчика выявлено нарушение Закона № 44-ФЗ. Контрольный орган выдал предписание. решение Московского УФАС от 01.08.2024 по делу № 077/06/106-10494/2024
Решение по жалобе № 202400187298005241








ООО «Черноморнефтегаз газификация» тГо@скпдд.ги

ФГБУ «ВНИГНИ»

роx4пуакоVа@Vтдт.^и

ЭТС-Фабрикант

аидйог8@е1рх.ги

















РЕШЕНИЕ

по делу №077/06/106-10494/2024 о нарушении
законодательства о контрактной системе
01.08.2024 г. Москва

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:

Председательствующего — заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,

Членов Комиссии:

Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой,

Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой,

рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи),

при участии представителей:

ООО «Черноморнефтегаз газификация»: Анисимкина А.В. (по доверенности №б/н от 31.07.2024);

ФГБУ «ВНИГНИ»: Бычкова И.А. (по доверенности № 179 от 18.12.2023), Юрастова Т.А. (по доверенности № 237 от 25.12.2023);

рассмотрев жалобу ООО «Черноморнефтегаз газификация» (далее — Заявитель) на действия ФГБУ «ВНИГНИ» (далее — Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на предоставление во временное владение и пользование комплектов спецтехники и оборудования на объекте: «Региональные комплексные геолого-геофизические

|||||||||||||||||||||||||||| работы в астраханском секторе Прикаспийской впадины» (Закупка №0373100135324000063) (далее — Конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.

На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления установила следующее.

В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.

Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.

Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:

а) сопровождение такого указания словами «или эквивалент»;

б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;

в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.

На заседании Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки, отражённому Заказчиком в техническом задании установлены, в том числе следующие требования к объектам недвижимого имущества:

Комплект 3

Бага обеспечения а Астрахань

1

Открытая стоянка техники

Освещение. круглосуточная охрана. Площадь не менее ОД Га

1

2

Отапливаемые склад ские помещения

Освещение, центральное отопление,, пожарная сигнализация, круглосуточная охрана.

Общая площадь не менее 250 кв.м.

3

3

Отапливаемые ремонтные боксы

Освещение, центральное отопление, пожарная сигнализация, оборудование для выполнения ремонтно-механических работ, стационарное грузоподъемное оборудование не менее 10 т, туалет, душевая, круглосуточная охрана.

Не менее 10 машиномест.

2

4

Помещение для ремонта Г ФО

Освещение, центральное отопление, пожарная сигнализация, оборудованные рабочие места для выполнения электромонтажных работ,

круглосуточная охрана.

Не менее 50 кв.м.

1

5

Офисные помещения

Освещение, центральное отопление, пожарная сигнализация, мебель, интернет, стационарный телефон (или 1Р-теле фония), туалет,

круглосуточная охрана.

Общая площадь не менее 75 кв.м.

3


В составе жалобы Заявитель указывает на установление Заказчиком неправомерного порядка оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки спецтехники, оборудования с количеством и с характеристиками, соответствующими техническому заданию» показателя оценки «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:

1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня кв алификации.

Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.

Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.

Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 № 2604 «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. № 2369 и признании 2024-36278


утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее — Постановление №2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).

Согласно абз.1 п.2 Положения «оценка заявок» - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.

В соответствии с п.24 Положения для оценки заявок по критерию оценки «квалификация участников закупки» могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:

а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;

б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;

в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;

г) наличие у участников закупки деловой репутации;

д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В силу п.25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.24 Положения, применяются детализирующие показатели.

Согласно п.27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте «б» пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением № 1 к настоящему Положению, устанавливаются:

а) перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 настоящего Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;

б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов, предусмотренных перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:

инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);

договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);

выписка из Единого государственного реестра недвижимости,


подтверждающая право собственности на объект недвижимого имущества, выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества в собственности участника закупки);

договор аренды объекта недвижимого имущества на срок исполнения контракта, зарегистрированного в установленном порядке (если предусмотрено законодательством), с приложением акта передачи арендованного объекта недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества и выданная не ранее чем за 90 дней до дня окончания срока подачи заявок (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на праве аренды);

иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки в течение срока исполнения контракта объекта недвижимого имущества на ином законном основании (при наличии объекта недвижимого имущества у участника закупки на ином законном основании);

в) к оценке принимаются документы, предусмотренные подпунктом "б" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.

Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлен в том числе следующий порядок оценки заявок по детализирующему показателю «Наличие у участников закупки спецтехники, оборудования с количеством и с характеристиками, соответствующими техническому заданию» показателя оценки «Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов» нестоимостного критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации»:

«В соответствии с указанным детализирующим показателем оценки оценивается наличие у участника закупки комплекта спецтехники, оборудования и других материальных ресурсов, полностью соответствующего перечню и характеристикам оборудования и других материальных ресурсов, указанным в Техническом задании.

Оценка производится на основании следующих документов, подтверждающих наличие у участника закупки спецтехники, оборудования и 2024-36278

других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании:

- инвентарные карточки учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки);

- договоры аренды (лизинга), безвозмездного пользования, субаренды на срок исполнения контракта с приложением актов, подтверждающих наличие у участника закупки оборудования и других материальных ресурсов (при отсутствии оборудования и других материальных ресурсов в собственности участника закупки).

Указанные документы принимаются к оценке в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов (скан-копии) бумажных документов.

Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного максимального значения, баллы по детализирующему показателю в соответствии с п. 20 Положения присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения показателя оценки (максимальный балл).

Предельное максимальное значение по данному показателю оценки, детализирующему показатель оценки, составляет 1 (один) комплект.

Предельное минимальное значение по данному показателю оценки, детализирующему показатель оценки, составляет 0 (ноль) комплектов.

Участник закупки может направить сведения по указанному показателю в соответствии с рекомендуемой формой Приложение №1. «Сведения о квалификации участника закупки».

В составе жалобы Заявитель указывает, что описанием объекта закупки предусмотрено в том числе и недвижимое имущество, при этом права на него не могут быть подтверждены документами, перечисленными в порядке оценки заявок данной закупочной процедуры, поскольку такие документы применимы исключительно для движимого имущества, что напрямую противоречит требованиям Положения, а также препятствует получению баллов в ходе оценки заявок.

Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика, не согласившись с доводами жалобы, пояснил, что порядок оценки сформирован в соответствии с нормами Закона о контрактной системе и не противоречит требованиям Положения.

При этом представитель Заказчика также отметил, что участник закупки не 2024-36278


ограничен в праве предоставить Заказчику для подтверждения наличия у него недвижимого имущества выписку из ЕГРН, договор аренды недвижимого имущества и иные документы, подтверждающие нахождение недвижимости у участника закупки, поскольку порядок оценки не обязательно должен содержать весь перечень документов, подтверждающих наличие требуемых ресурсов. При этом, такой перечень однозначно установлен в п.27 Положения, при этом, по мнению Заказчика участники, при формировании заявок, вправе руководствоваться не только порядком оценки установленным Заказчиком, но и Положением.

Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что пп. «б» п. 24 Положения определен показатель оценки о наличии у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.

При этом Комиссией Управления установлено, что в установленном Заказчиком порядке оценки заявок участников закупки отсутствует полный перечень документов, подтверждающих наличие оборудования и других материальных ресурсов у участника закупки в соответствии с. пп. «б» п. 27 Положения.

Более того, вопреки позиции Заказчика, Положение предъявляет требования именно к порядку формирования Заказчиком порядка оценки, ввиду чего, именно на Заказчика возложена обязанность по формированию корректного порядка оценки, в том числе и перечня документов, которые должны предоставить участники в целях оценки заявок.

На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В составе жалобы Заявитель также указывает на ненадлежащее описание объекта закупки. Так, согласно доводам жалобы из описания объекта закупки не предоставляется возможным определить эквивалентность оборудования, при этом в составе извещения отсутствуют положения разъясняющие, какой товар будет принят Заказчиком как эквивалентный. Также Заявитель указывает, что установленные характеристики не позволяют определить потребность Заказчика, например, техническое задание содержит в себе такое требование как «колесная формула не хуже 6Х6», при этом правила чтения словосочетания «не хуже», равно как и расшифровки, что для Заказчика является таком не представлено.

Таким образом, подобное описание объекта закупки не позволяет как определить потребность Заказчика, так и оставляет оценку заявок на субъективное усмотрение комиссии Заказчика, поскольку материальные ресурсы подлежат оценке в рамках критерия «квалификация участников закупки».

Комиссией Управления установлено, что согласно описанию объекта закупки Заказчиком определено, в том числе:











На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что по мнению Заказчика описание объекта закупки в полной мере отвечает требованиям ст.33 Закона о контрактной системе, при этом, не указание в описании объекта закупки (Приложение № 1 к Техническому заданию) подробного описания характеристик эквивалента модуля сбора данных не вызывает неясностей и не нарушает права участников закупки.

Использование в описании объекта закупки слов «или эквивалент», направлено на защиту интересов потенциальных участников закупки, так как дает им возможность предлагать не только оборудование, обозначенное соответствующим товарным знаком, но и иное оборудование, по своим свойствам и характеристикам соответствующее оборудованию с указанным товарным знаком.

При этом Комиссия Управления отмечает, что в описании объекта закупки, в том числе для товара по п. 2 «Модули сбора данных», однако, в составе описания объекта закупки отсутствуют параметры эквивалентности (параметры, отражающие качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики указанного товара), позволяющие определить по каким именно параметрам Заказчиком будет определяться «эквивалентность» товаров.

Более того, установление требований со словосочетанием «не хуже» само по себе нельзя назвать правомерным, поскольку, такое требование является крайне субъективным и то, что участником может быть расценено как «не хуже» не будет являться таковым для Заказчика.

На основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО «Черноморнефтегаз газификация» на действия ФГБУ «ВНИГНИ» обоснованной.
Признать в действиях Заказчика нарушения ч.8 ст.32, п.11 ч.1 ст.42, п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.


2024-11-28 10:25