Обязанность использования ЕАТ "Березка" для закупок малого объема
Согласно нормативным актам, использование Единого агрегатора торговли (ЕАТ) "Березка" регулируется Распоряжением Правительства РФ № 824-р и Регламентом АО «Единый агрегатор торговли». Основные положения:
1. Кто обязан использовать ЕАТ "Березка"?
- Федеральные органы исполнительной власти (ФОИВ) и их подведомственные федеральные казенные учреждения обязаны проводить закупки через ЕАТ по п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (например, закупки до 600 тыс. руб. или лекарств для конкретного пациента) .
- С 16 февраля 2025 года обязанность распространяется и на бюджетные учреждения, подведомственные ФОИВ .
Исключения:
- Органы, связанные с мобилизационной подготовкой, государственным материальным резервом или закупками для Президента РФ и Правительства РФ, могут не использовать ЕАТ.
- Закупки с гостайной, на территории иностранных государств или с физлицами (не ИП) также не проводятся через ЕАТ.
2. Региональные и муниципальные заказчики
- Региональные и муниципальные власти не обязаны использовать ЕАТ для закупок по п. 4, 5 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Однако Правительство РФ рекомендует им проводить такие закупки на агрегаторе для повышения прозрачности и экономии средств .
- Некоторые регионы (например, Ленинградская область) внедрили собственные агрегаторы, но их использование должно соответствовать федеральным требованиям .
3. Основания для отказа от использования ЕАТ
Согласно п. 7 Распоряжения № 824-р, заказчики вправе не применять ЕАТ в случаях:
- Технических сбоев, блокирующих доступ к агрегатору более 1 рабочего дня.
- Возможности провести закупку дешевле, чем на ЕАТ (после проверки через закупочную сессию).
- Отсутствия подходящих товаров/услуг в каталоге ЕАТ.
4. Процедура работы на ЕАТ "Березка"
- Регистрация: Для заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ требуется регистрация в ЕИС. Данные автоматически передаются в ЕАТ.
- Депозит: Участники обязаны внести обеспечительный депозит (5% от стартовой цены) для подачи предложений.
- Комиссионный сбор: Для СМП и СОНКО — 1%, для остальных — 1,2% от цены контракта.
5. Нормативная база
- Распоряжение № 824-р (пп. 6–9) — определяет обязательных пользователей ЕАТ и исключения.
- Регламент АО «Единый агрегатор торговли» (п. 1.2) — регулирует технические аспекты работы системы.
- Закон № 44-ФЗ (ст. 93) — устанавливает основания для закупок у единственного поставщика.
6. Экономический эффект
С 2019 года использование ЕАТ позволило сэкономить 6,9 млрд руб. бюджетных средств. В 2025 году на агрегаторе зарегистрировано 20 тыс. заказчиков и 130 тыс. поставщиков.
Вывод
ЕАТ "Березка" остается ключевым инструментом для федеральных заказчиков, обеспечивая прозрачность и конкуренцию в закупках малого объема. Регионы и муниципалитеты вправе использовать альтернативные системы, но рекомендации Правительства стимулируют переход на единый агрегатор. Нарушение требований может привести к административной ответственности по ст. 7.29 КоАП РФ