Заказчик проводил электронный запрос котировок на поставку футболок. КТРУ 14.14.30.110-00000002. Вид основного сырья в составе ткани: хлопок; массовая доля сырья в составе ткани: ровно 100%. Мужская, рост: 170 см. В структурированное ТЗ заказчик внес характеристики по КТРУ, а дополнительные характеристики внес только в дополнительный файл. В нем заказчик прописал длину рукавов, наличие стойки и указал параметры застежки.
В составе заявки участник не смог указать дополнительные параметры и его отклонили на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ за отсутствие информации о характеристиках товара. Участник подал жалобу.
Антимонопольный орган в действиях заказчика выявил нарушение подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона № 44-ФЗ. В составе заявки сведения представлены согласно требованиям извещения, поскольку требования предъявляются в структурированной форме. При утверждении извещения заказчик нарушил пункт 7 Правил использования КТРУ — в составе структурированной формы извещения не указаны требования, которые указаны в PDF-приложении к техническому заданию.
Все характеристики, которые перечислены в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должны быть внесены в цифровое ТЗ. Допхарактеристики, которых нет в КТРУ, если они относятся к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным параметрам объекта закупки, нужно было включить в структурированное ТЗ.
решение Московского УФАС от 19.01.2024 по делу № 077/06/106-955/2024
В составе заявки участник не смог указать дополнительные параметры и его отклонили на основании пункта 2 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ за отсутствие информации о характеристиках товара. Участник подал жалобу.
Антимонопольный орган в действиях заказчика выявил нарушение подпункта «а» пункта 1 части 3 статьи 50 Закона № 44-ФЗ. В составе заявки сведения представлены согласно требованиям извещения, поскольку требования предъявляются в структурированной форме. При утверждении извещения заказчик нарушил пункт 7 Правил использования КТРУ — в составе структурированной формы извещения не указаны требования, которые указаны в PDF-приложении к техническому заданию.
Все характеристики, которые перечислены в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, должны быть внесены в цифровое ТЗ. Допхарактеристики, которых нет в КТРУ, если они относятся к функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным параметрам объекта закупки, нужно было включить в структурированное ТЗ.
решение Московского УФАС от 19.01.2024 по делу № 077/06/106-955/2024
Решение по жалобе № 202400187298000189
ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ»
1ек8Ш8ап±^@уапдех.ги
ГБУ Социальный дом «Обручевский»
8с1-20)-/а1<ир1<1@8ос1а1.1поуп1
На№ от
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/06/106-955/2024 о нарушении
законодательства о контрактной системе
19.01.2024 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего — заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференцсвязи), при участии представителей:
ГБУ Социальный дом «Обручевский»: Сиваковой М.Г. (по доверенности №73 от 17.03.2023),
в отсутствие представителей ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ», уведомленных надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы,
рассмотрев жалобу ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ» (далее — Заявитель) на действия ГБУ Социальный дом «Обручевский» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку одежды (футболка «поло») (Закупка № 0373200033923000083) (далее — запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе),
||||||||||||||||||||||||||||
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении запроса котировок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 №ИЗК1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 369524) отклонена на следующем основании:
«Отклонить заявку на участие в закупке по п.2 ч.12 ст.48 №44-ФЗ «Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2,3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям» Непредставление информации и документов (отсутствие информации о доп. Характеристиках) ».
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной (печатной) формы извещения об осуществлении закупки Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам необходимых товаров: «Футболка трикотажная. Российский размер: 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60. КТРУ 14.14.30.110-00000002»: Вид основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна: Хлопок; Массовая доля основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна: Равно 100 %; Половой признак: Мужская; Рост: 170 см.
Также в извещении в разделе «Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге» указано следующее: «см.внешний файл».
В составе извещения размещён документ «Обоснование характеристик^?», который содержит следующую информацию: ««Обоснование дополнительных характеристик» На основании пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145) Заказчик указывает в документации о закупке дополнительную информацию в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), которые не предусмотрены в позиции каталога:
14.14.30.110-00000002
Футболка трикотажная
Вид основного сырья (волокна) в составе 1
Хлопок
обеспечивает воздухопроницаемость, прочность, гигроскопичность,
Массовая доля основного сырья (волокна;
100
позволяет оптимально использовать оптические, электрические, теплозащитные свойств тканей
Фактура ткани
трикотажное пике
обеспечивает прочность и износоустойчивость изделия
Наличие длинного рукава
Да
обеспечивает комфорт и защиту от ветра и холода
Наличие воротника стойки
Да
обеспечивает защиту шеи и предотвращает проникновение ветра и холода
Тип футболки
футболка "поло"
универсальный элемент гардероба, сочетающий в себе достоинства рубашки и футболки
наличие застежки
Да
облегчает процесс одевания для получателей услуг, испытывающих трудности ,обеспечивает легкость ухода
Вид застежки
Пуговицы
наиболее практичный,простой в уходе и долговечный вид застежки
Количество пуговиц в застежке
<=3
характерное количество для данного типа футболки
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ» представлены сведения о поставляемом товаре «Футболка трикотажная. Российский размер: 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60»: Вид основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна: Хлопок; Массовая доля основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна:100 %; Половой признак: Мужская; Рост: 170 см.; Страна происхождения: Российская Федерация.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик указал дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе и обосновал необходимость использования такой информации в приложении к Техническому заданию, однако, в составе заявки Заявителя отсутствовали дополнительные характеристики, в частности: Наличие длинного рукава; Наличие воротника стойки; Наличие застежки; Вид застежки; Количество пуговиц в застежке - данные характеристики являются значимыми для Заказчика.
Комиссия Управления отмечает, что требования к функциональным и техническим характеристикам предъявляются в разделе «Характеристики товара, работы, услуги» в структурированной форме извещения, которые участником закупки в составе заявки представлены.
При этом раздел «Обоснование дополнительных характеристик», очевидно, должен содержать обоснование использования дополнительных характеристик, не указанных в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а не предъявлять дополнительные требования к объекту закупки.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в составе заявки Заявителя сведения о характеристиках предлагаемого товара представлены в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки.
В силу пп. «а» п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч.2 ст.50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 — п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 — п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
При таких данных действия комиссии Заказчика в части отклонения заявки Заявителя по основанию, указанному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают положения пп. «а» п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией
Управления установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп.«а» п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом
предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп.«б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении 2024-2938
об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. «а», «б» п.5 Правил использования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в электронном документе «Приложения к Техническому заданию.рдГ» содержится «Приложение 3 к ТЗ», где Заказчиком определены требования к характеристикам закупаемых изделий, сведения о параметрах которых, согласно пояснениям представителя Заказчика, подлежат указанию в составе заявки участника закупки, например, наличие длинного рукава; наличие воротника стойки и тд.
Однако, как установлено Комиссией Управления, в нарушение п.7 Правил использования КТРУ, в составе структурированной формы извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, требования к характеристикам изделия, обозначенные в указанном приложении, не указаны, что не позволяет представить значения необходимых Заказчику характеристик с использованием функционала оператора площадки.
Данный факт также подтверждается сведениями из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 №ИЗК1, согласно которому комиссией Заказчика отклонено 9 заявок участников на основании непредставления информации и документов (отсутствие информации о доп. характеристиках), что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.5 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ» на действия комиссии ГБУ Социальный дом «Обручевский» обоснованной.
Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пп. «а» п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения закупки заключен государственный контракт № 04/24 от 17.01.2024 и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ»
1ек8Ш8ап±^@уапдех.ги
ГБУ Социальный дом «Обручевский»
8с1-20)-/а1<ир1<1@8ос1а1.1поуп1
На№ от
РЕШЕНИЕ
по делу № 077/06/106-955/2024 о нарушении
законодательства о контрактной системе
19.01.2024 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего — заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференцсвязи), при участии представителей:
ГБУ Социальный дом «Обручевский»: Сиваковой М.Г. (по доверенности №73 от 17.03.2023),
в отсутствие представителей ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ», уведомленных надлежащим образом посредством функционала Единой информационной системы,
рассмотрев жалобу ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ» (далее — Заявитель) на действия ГБУ Социальный дом «Обручевский» (далее — Заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме на право заключения контракта на поставку одежды (футболка «поло») (Закупка № 0373200033923000083) (далее — запрос котировок), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе),
||||||||||||||||||||||||||||
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика (далее - комиссия Заказчика) при проведении запроса котировок.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия комиссии Заказчика, выразившиеся в признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 №ИЗК1 заявка Заявителя (идентификационный номер заявки 369524) отклонена на следующем основании:
«Отклонить заявку на участие в закупке по п.2 ч.12 ст.48 №44-ФЗ «Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2,3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям» Непредставление информации и документов (отсутствие информации о доп. Характеристиках) ».
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
В силу ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Согласно п.1, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать электронные документы с описанием объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, с требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной (печатной) формы извещения об осуществлении закупки Заказчиком установлены следующие требования к характеристикам необходимых товаров: «Футболка трикотажная. Российский размер: 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60. КТРУ 14.14.30.110-00000002»: Вид основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна: Хлопок; Массовая доля основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна: Равно 100 %; Половой признак: Мужская; Рост: 170 см.
Также в извещении в разделе «Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге» указано следующее: «см.внешний файл».
В составе извещения размещён документ «Обоснование характеристик^?», который содержит следующую информацию: ««Обоснование дополнительных характеристик» На основании пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 145) Заказчик указывает в документации о закупке дополнительную информацию в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), которые не предусмотрены в позиции каталога:
14.14.30.110-00000002
Футболка трикотажная
Вид основного сырья (волокна) в составе 1
Хлопок
обеспечивает воздухопроницаемость, прочность, гигроскопичность,
Массовая доля основного сырья (волокна;
100
позволяет оптимально использовать оптические, электрические, теплозащитные свойств тканей
Фактура ткани
трикотажное пике
обеспечивает прочность и износоустойчивость изделия
Наличие длинного рукава
Да
обеспечивает комфорт и защиту от ветра и холода
Наличие воротника стойки
Да
обеспечивает защиту шеи и предотвращает проникновение ветра и холода
Тип футболки
футболка "поло"
универсальный элемент гардероба, сочетающий в себе достоинства рубашки и футболки
наличие застежки
Да
облегчает процесс одевания для получателей услуг, испытывающих трудности ,обеспечивает легкость ухода
Вид застежки
Пуговицы
наиболее практичный,простой в уходе и долговечный вид застежки
Количество пуговиц в застежке
<=3
характерное количество для данного типа футболки
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч. 2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч. 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п. 2 и (или) 3 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе(в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
Комиссией Управления установлено, что в составе заявки ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ» представлены сведения о поставляемом товаре «Футболка трикотажная. Российский размер: 38, 40, 42, 44, 46, 48, 50, 52, 54, 56, 58, 60»: Вид основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна: Хлопок; Массовая доля основного сырья (волокна) в составе ткани/трикотажного полотна:100 %; Половой признак: Мужская; Рост: 170 см.; Страна происхождения: Российская Федерация.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчик указал дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе и обосновал необходимость использования такой информации в приложении к Техническому заданию, однако, в составе заявки Заявителя отсутствовали дополнительные характеристики, в частности: Наличие длинного рукава; Наличие воротника стойки; Наличие застежки; Вид застежки; Количество пуговиц в застежке - данные характеристики являются значимыми для Заказчика.
Комиссия Управления отмечает, что требования к функциональным и техническим характеристикам предъявляются в разделе «Характеристики товара, работы, услуги» в структурированной форме извещения, которые участником закупки в составе заявки представлены.
При этом раздел «Обоснование дополнительных характеристик», очевидно, должен содержать обоснование использования дополнительных характеристик, не указанных в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а не предъявлять дополнительные требования к объекту закупки.
Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что в составе заявки Заявителя сведения о характеристиках предлагаемого товара представлены в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки.
В силу пп. «а» п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с ч.2 ст.50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.1 — п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 — п.8 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст.43 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
При таких данных действия комиссии Заказчика в части отклонения заявки Заявителя по основанию, указанному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), нарушают положения пп. «а» п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Одновременно с этим в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией
Управления установлено следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 № 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пп.«а» п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом
предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп.«б» - «г» и «е» - «з» п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении 2024-2938
об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. «а», «б» п.5 Правил использования КТРУ.
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно.
Вместе с этим Комиссией Управления установлено, что в электронном документе «Приложения к Техническому заданию.рдГ» содержится «Приложение 3 к ТЗ», где Заказчиком определены требования к характеристикам закупаемых изделий, сведения о параметрах которых, согласно пояснениям представителя Заказчика, подлежат указанию в составе заявки участника закупки, например, наличие длинного рукава; наличие воротника стойки и тд.
Однако, как установлено Комиссией Управления, в нарушение п.7 Правил использования КТРУ, в составе структурированной формы извещения, размещенной в соответствии ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, требования к характеристикам изделия, обозначенные в указанном приложении, не указаны, что не позволяет представить значения необходимых Заказчику характеристик с использованием функционала оператора площадки.
Данный факт также подтверждается сведениями из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.01.2024 №ИЗК1, согласно которому комиссией Заказчика отклонено 9 заявок участников на основании непредставления информации и документов (отсутствие информации о доп. характеристиках), что свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.5 ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО «ЭЙТ ТЕКСТИЛЬ» на действия комиссии ГБУ Социальный дом «Обручевский» обоснованной.
Признать в действиях комиссии Заказчика нарушение пп. «а» п.1 ч.3 ст.50 Закона о контрактной системе, в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку по результатам проведения закупки заключен государственный контракт № 04/24 от 17.01.2024 и восстановление законных прав и интересов Заявителя возможно исключительно в судебном порядке.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.